Международная школа медицинских исследований Сеченовского университета
20 июня 2019
 Международная школа медицинских исследований Сеченовского университета

В Сеченовском университете – единственном медицинском вузе – участнике Проекта «5-100» – начинает работу Международная школа медицинских исследований, развернутая на базе Научно-технологического парка биомедицины (НТПБ).

По словам директора НТПБ Дениса Бутнару, курсантам школы предстоит изучение дисциплин, необходимых для интеграции в международное научное пространство, повышения публикационной активности и реализации трех направлений миссии университета: «World level medical university with tripartite responsibility: student centered, research focused, patient oriented». Преподаватели школы – представители ведущих университетов Великобритании и Сеченовского университета. Среди них – Дании Мунблит, врач и ученый-исследователь. В рубрике «Университет возможностей» он рассказывает о своем опыте MSc и PhD, научных интересах, работе со студентами и о том, для чего необходима международная коллаборация.



Даниил Мунблит: мое кредо – быть максимально открытым!

22.jpgДаниил Борисович Мунблит

Доцент кафедры педиатрии

и детских инфекционных болезней, преподаватель Международной школы медицинских исследований НТПБ Первого

МГМУ им. И.М. Сеченова.

Лектор отделения педиатрии факультета медицины Imperial College London, Великобритания. Магистр аллергологии

(MSc, 2010), доктор философии по педиатрии (PhD, 2016).

Мой прадед – земский врач

Мой прадед получил образование в Гейдельбергском университете (Германия), потом вернулся в Россию, работал земским врачом, а я всегда хотел стать врачом-педиатром. Окончил медицинский лицей, затем РНИМУ им. Н.И. Пирогова, ординатуру в НИКИ педиатрии и остался работать в клинико-диагностическом отделении. Впоследствии оно было преобразовано в отделение аллергологии, что, наверное,

и предопределило мой интерес к этой специальности. Поработав год после ординатуры, в поисках нового опыта уехал в Израиль – учил иврит, служил в армии, занимался организационной деятельностью. Затем, по совету Исмаила Магомедовича Османова, главного специалиста – педиатра Департамента здравоохранения города Москвы, продолжил обучение в Великобритании.

Дорога в Лондон. MSc и PhD

Для поступления в магистратуру обязателен высокий уровень английского языка, соответствие критериям университета. Обучаясь в РНИМУ, я часто ездил в Англию, учил язык, поэтому мой уровень языка позволял поступить на модульную программу в Великобританию – это был магистерский курс по аллергологии в одном из лучших вузов мира Imperial College London.

В то время не было такого прекрасного сообщества, как сегодняшняя Российско-Британская ассоциация молодых медиков. Денис Викторович Бутнару и Никита Сушенцев проделали фантастическую работу, и ассоциация представляет собой отличный социальный лифт для тех, кто хочет развиваться в науке, совершенствовать знание языка, быть интегрированным в международное научное сообщество.

Мое же поколение имело существенно меньше инструментов для решения задач, но благодаря определенному стечению обстоятельств я все же нашел свою дорогу. Моим наставником в Imperial College London стал Джон Уорнер (John Warner). Я учился на магистерской программе (MSc) и одновременно ходил в клинику, наблюдал, как работают врачи в отделении аллергологии и иммунологии. Во время прохождения магистратуры, а затем докторантуры (PhD) в Imperial College London к научным интересам в области педиатрии, аллергологии и иммунологии добавилось изучение грудного молока: оказалось, что это глобальная, малоизученная и невероятно интересная тема. Концепция очень простая: мы хотим изучить состав грудного молока, понять, как влияют различные факторы на его состав, и то, как влияет грудное молоко на развитие различных заболеваний.

Российско-Британская ассоциация молодых медиков

Российско-Британская ассоциация молодых медиков была основана в 2018 году в Сеченовском университете по инициативе ректора Петра Глыбочко при поддержке посольства Великобритании в России для развития научных и образовательных связей между студентами, врачами и молодыми учеными двух стран в области биомедицины.


Научные интересы

Казалось бы, сколько существует человечество, столько и актуальна эта тема – грудное вскармливание. Зависит ли состав грудного молока от географического положения, социума, этноса и других факторов? В поисках ответа – это научная работа, которую мы делали совместно с НИКИ педиатрии и моими коллегами из Италии, – мы изучали, насколько состав грудного молока отличается в разных странах, смотрели, что потом происходило с детишками, которые были на грудном вскармливании.

Цель – найти биологические маркеры, которые связаны с более высоким или более низким риском развития различных заболеваний. Есть научные работы, которые показывают, что состав грудного молока можно менять с помощью различных диетических интервенций, например, если давать мамам пробиотики, продукты, богатые полиненасыщенными жирными кислотами, и т. д.

В аллергологии много исследований, связанных с интервенциями во время беременности или первых месяцев жизни. Конечная цель – предупредить развитие аллергических заболеваний. Можно лечить заболевание либо пытаться предупредить его развитие. Мы работаем на уровне профилактики, предотвращения риска развития заболеваний. Аллергические заболевания являются глобальной проблемой во многих странах. ВОЗ, ЮНИСЕФ и большинство педиатрических организаций по всему миру – все мы работаем над созданием эффективной программы профилактики.

Работа со студентами

Мне интересна работа с ребятами в Сеченовском университете: есть ощущение перемен, колоссального драйва, движения, и ты в этом участвуешь и можешь изменить мир к лучшему. Сейчас у меня есть студенты – 10 человек, с ними я работаю в Сеченовском университете, и четверо в Великобритании, в Imperial College London. Общение со студентами невероятно интересно: поколение, которое учится сейчас, намного более свободное. Это открытые, контактные ребята, обладающие множеством полезных навыков, мотивированные на электронное образование, общение, изучение языка, научную работу.

Вместе со студентами мы делаем различные проекты, в том числе систематические обзоры и метаанализ данных, которые высоко ценятся в научных журналах. Подобная работа занимает много времени, сопряжена с тщательным изучением материала и требует четкого следования методологии. В процессе работы студенты учатся критически анализировать медицинскую литературу – это важно вне зависимости от того, будут они в дальнейшем заниматься клинической практикой или научной деятельностью. Для подготовки систематического обзора нужны знания по базовой эпидемиологии и медицинской статистике, необходимо до мелочей разобрать каждую статью, существующую в мире по конкретной теме, проанализировать ее и понять, что написано, как проведено исследование и можно ли доверять его результатам. В общении со студентами придерживаюсь принципов свободы и отсутствия иерархичности. Полагаю, что уважение строится не на иерархии, но исключительно на взаимном доверии и твоем экспертном уровне: уважение возникает не к титулам и степеням, а к человеку и его делам.

Ученые открыты к общению

Возможность быстрого перемещения между странами, а также наличие Всемирной паутины привели к стиранию границ. Мир открыт, и всем интересно, что происходит в России, все-таки мы говорим об огромной стране, которая раскинулась на два континента. Ученые из разных стран хорошо знают друг друга и находятся в постоянном общении, в особенности, если речь идет об узких областях. Мое кредо – быть максимально открытым! Именно это – открытость в науке, готовность к коллаборации, оптимистичное восприятие мира – стараюсь передать своим ученикам.

Пять советов Даниила Мунблита молодым ученым

2.jpg1. Никогда не терять интерес к своему делу. Стремиться к идеалу – заниматься научной и клинической работой. Это помогает не погрязнуть в рутине.

2. Быть максимально открытыми, дружить со всеми, коллаборировать с коллегами вне зависимости от области, которой они занимаются: в коллаборации удаленных друг от друга областей иногда может вырасти нечто очень интересное.

3. Все научные проекты занимают долгое время – месяцы и годы. Человеку, у которого нет терпения, почти невозможно заниматься научной деятельностью.

4. Публикация даже очень качественной, хорошего уровня научной работы в международном журнале может занять месяцы. Нельзя терять уверенности в себе. Причины могут быть разные: статья написана на не очень качественном английском  языке, не в том формате, который принят в международных журналах, или просто небрежно написана: в таких случаях редакторы даже не вчитываются в текст. Статья должна быть настолько качественно сделана, чтобы ее хотелось читать.

5. Верьте в удачу, будьте терпеливы и упорны в работе, цените время – свое и своих коллег.


Публикацию подготовила Наталья Литвинова,

опубликовано в газете «Сеченовские вести»,

май 2019 года