В Институте регенеративной медицины для учеников Сеченовского Предуниверсария прошло предновогоднее мероприятие. Участники узнали об основах создания искусственных органов, посетили лаборатории института и поучаствовали в играх, закрепивших полученные знания и обучивших их основам работы в лаборатории.
Мероприятие началось с лекции «Создание искусственных органов: начнем с нуля» от аспирантов института и «Биомедицинского клуба», молодежного объединения студентов, аспирантов и молодых ученых Института регенеративной медицины. Слушатели познакомились с базовыми понятиями тканевой инженерии и требованиями к тканеинженерным конструкциям, узнали, как для создания тканеинженерных конструктов и органоидов используются стволовые клетки, какие этические нормы необходимо соблюдать при исследованиях на животных и с помощью каких методов можно визуализировать готовые образцы без необходимости гистологической обработки. Обучающиеся смогли увидеть увеличенный интерактивный макет тканеинженерного конструкта, подержать в руках «искусственную кожу» (специальное раневое покрытие, ускоряющее регенерацию ран), искусственную роговицу и заготовки для создания микрофлюидных чипов — различные разработки института.
Затем ребята отправились на экскурсию в лаборатории института, специально созданные для образовательных программ. Обычно там занимаются магистранты, обучающиеся по направлениям «Синтетическая биология и биодизайн» и «Наноматериалы». Аспиранты и члены «Биомедклуба» познакомили ребят с оборудованием лабораторий и рассказали, как студенты Института регенеративной медицины изучают основы биомедицины и тканевой инженерии, используя те же приборы, что применяются в научных исследованиях.
Также для участников прошли небольшие мастер-классы по работе с лабораторным оборудованием. В игровой форме они научились пользоваться автоматическими дозаторами для растворов, работать с планшетами для жидкостей, микропробирками. Например, один из участников команды должен был, как в игре «Крокодил», объяснить понятие из области регенеративной медицины («тканевая инженерия» или «клеточная терапия»), не называя его, а остальные — на скорость разместить в штативе микропробирки с написанными на крышках буквами так, чтобы из букв сложился ответ. В это время другая группа занималась созданием новогодних рисунков в различной лабораторной посуде с помощью растворов индикатора, меняющего цвет в зависимости от состояния среды.
Полученные знания и навыки пригодятся участникам в дальнейшем обучении, лабораторной и научной практике.
«В работе ученых и лаборантов много типовых, рутинных задач: подготовить растворы для биохимических или микробиологических тестов, точно отмерить те или иные реагенты, подготовить пробы для анализов, хранения или транспортировки. Эти задачи кажутся простыми, но на самом деле они требуют высокой точности: ошибки на начальных этапах исследования могут исказить его результат. Поэтому даже они требуют определенной сноровки и навыков. И мы дали ученикам возможность начать формировать эти навыки уже сейчас», — рассказала руководитель «Биомедицинского клуба», младший научный сотрудник дизайн-центра «Биофабрика» Полина Котенева.
Предновогоднее мероприятие не только расширило знания участников о регенеративной медицине, но и подарило им яркие эмоции. Школьники погрузились в мир современных технологий, попробовали себя в роли ученых и получили уникальную возможность почувствовать себя частью научного сообщества, а также получили в подарок брендированные сувениры Сеченовского Университета.