Федор Ветшев: «За каждого пациента боремся до конца»
16 сентября 2023
Федор Ветшев: «За каждого пациента боремся до конца»

Сегодня отмечается Международный день хирурга.

В Клинике факультетской хирургии им. Н.Н. Бурденко Сеченовского Университета лечат преимущественно сложных онкологических пациентов. Врачи здесь борются за каждого пациента и часто совершают настоящие чудеса. Своей профессиональной историей делится Федор Ветшев, врач-хирург, профессор, заведующий кафедрой факультетской хирургии № 1, директор Клиники факультетской хирургии им. Н.Н. Бурденко Сеченовского Университета Минздрава РФ.

– Федор Петрович, какова специализация Клиники факультетской хирургии им. Н.Н. Бурденко Сеченовского Университета?

– Исторически Клиника в большей степени специализировалась на хирургической гастроэнтерологии – лечении доброкачественных и злокачественных заболеваний желудочно-кишечного тракта. Однако в определенные периоды времени в ней активно развивались направления хирургической эндокринологии, торакальной, сердечно-сосудистой хирургии и гнойной хирургии.

По мере активного развития направления онкологии в Клиническом центре Сеченовского Университета наша клиника все больше стала заниматься хирургическим лечением злокачественных новообразований желудочно-кишечного тракта и абдоминальной хирургией в целом. Также мы продолжаем активно развивать направления эндокринной и мини-инвазивной хирургии.

Хочется подчеркнуть, что прежде всего клиника ориентирована на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, используя для этого накопленный большой опыт и имеющиеся современные технологии. Нашей отличительной особенностью является возможность проведения хирургического лечения любой сложности: от небольших мини-инвазивных манипуляций при доброкачественных заболеваниях до расширенно-комбинированных вмешательств повышенной сложности при онкологических заболеваниях с привлечением смежных специалистов и воплощением в клиническую практику мультидисциплинарного подхода.

– Какое количество пациентов в год проходит через клинику? Уточните, пожалуйста, диагнозы в процентном соотношении?

– Клиника факультетской хирургии принимает более полутора тысяч человек в год. Порядка 60% пациентов поступает с онкологическими заболеваниями, около 40% составляют доброкачественные образования. Из них операций выполняем – 80–85%, оставшиеся 15% больных проходят лечение с помощью различных мини-инвазивных манипуляций либо получают консервативную терапию.

– Расскажите о техническом оснащении Клиники факультетской хирургии?

– На сегодняшний день благодаря активной поддержке руководства Университета и Клинического центра Клиника факультетской хирургии Университетской клинической больницы № 1 технически укомплектована по самым современным требованиям. Но по мере развития медицинских диагностических и лечебных технологий неизбежно возникает потребность в более новом и совершенном. И, конечно, мы над этим работаем, в том числе пытаемся реализовать собственные идеи в коллаборации с индустриальными партнерами, разрабатываем оборудование или инструменты, которые будут на 100% удовлетворять нашим современным потребностям и специфике больных.

Сегодня практически в каждой нашей операционной размещено современное эндовидеохирургическое и электрохирургическое оборудование, с помощью которого выполняется весь спектр мини-инвазивных вмешательств. К слову, таких операций за последние годы мы стали выполнять значительно больше: ежегодно число выполняемых лапароскопических и робот-ассистированных вмешательств прогрессивно увеличивается. Также мы расширяем спектр заболеваний, при которых эти высокотехнологичные операции становятся наиболее эффективными. Наша задача – довести эту статистику до логичного максимума. При этом для пациента с онкологическими заболеваниями важно именно качество оказанной помощи на основе персонифицированной лечебной программы, поэтому не все опухоли целесообразно удалять мини-инвазивно, в некоторых случаях не обойтись без традиционной хирургии, особенно если требуется выполнение расширенного вмешательства.

– Что можете сказать о применении современных технологий?

– Если говорить о мини-инвазивных технологиях, то в первую очередь стоит упомянуть недавно установленный в УКБ № 1 роботизированный хирургический комплекс daVinci (РХК). И хотя роботизированные операции в Клиническом центре Сеченовского Университета выполняются нами с 2015 года, сегодня благодаря размещению РХК в нашей больнице наконец стало возможным полноценно и всесторонне использовать роботизированный комплекс в разных областях хирургии и онкологии.

РХК обладает целым рядом преимуществ: увеличенное стабильное 3D-изображение высокой четкости, 7 степеней свободы изгибаемых миниатюрных инструментов, эргономичность – хирург работает сидя и может находиться вне стерильной зоны. Возможно, что это очень прецизионная, точная и малотравматичная хирургия, которая имеет доказанные во всем мире преимущества, и мы ее активно развиваем, и делимся нашим опытом. Кстати, на предстоящем Съезде хирургов России, который состоится в Москве в конце октября, мы поделимся опытом робот-ассистированной хирургии с нашими коллегами.

– Федор Петрович, Вам как хирургу удобнее работать традиционно или с хирургической системой da Vinci? И какими особыми компетенциями должен обладать специалист, который работает с роботизированной системой?

За роботизированную систему может сесть только хирург, обладающий опытом эндовидеохирургических операций, и, конечно, с достаточным опытом выполнения тех же вмешательств в традиционном (открытом) варианте. И это очень важно! Хирургия всегда сопряжена с рисками возникновения непредвиденных ситуаций и осложнений, а, следовательно, хирург должен уметь выполнить конверсию доступа и закончить операцию традиционным путем без ущерба для больного. Я, безусловно, отношусь к фанатам роботизированной системы, люблю на ней работать, знаю все ее преимущества и использую их на благо пациентов. Тем не менее я отчетливо осознаю, что робот – это лишь высокотехнологичный инструмент в руках опытного хирурга, и не более того.

Только разумное использование всей линейки технологий и хирургических методов, которыми, в частности, располагает Клиника факультетской хирургии, может принести реальные плоды и показать хорошие результаты лечения той тяжелой категории пациентов, с которой мы работаем. Одна технология не может быть панацеей.

– Как вы считаете, вытеснят ли роботизированные системы в будущем традиционные операции?

– Я думаю, что за роботизированными комплексами определенное будущее есть, но то, что с помощью роботов будут выполняться все хирургические вмешательства в абдоминальной хирургии или в торакальной хирургии, однозначно нет. Каждый человек уникален по-своему, и мы ежедневно во время операций сталкиваемся с индивидуальными особенностями пациентов, с которыми робот, действуя по определенному заложенному шаблону или алгоритму, ничего сделать не сможет. Пока у робота нет ни искусственного интеллекта, ни даже обратной связи, а значит, процесс совершенствования системы продолжается. Но роботизированные технологии в перспективе безусловно придут на помощь хирургам в гораздо большем формате, хотя полностью заменить хирурга вряд ли смогут.

– Самый запомнившийся случай из практики?

– Таких историй у хирургов немало. Ближе к завершению клинической ординатуры я вел одного пожилого больного. Он был оперирован в нашей клинике по поводу рака желудка, не начальной стадии, но и не терминальной. В силу определенных обстоятельств возникли различные тяжелые осложнения, при этом больной на тот момент пролежал в различных отделениях клиники 156 дней! Я до сих пор помню эту цифру. Почти полгода человек провел в клинике, большую часть – в отделениях реанимации, неоднократно был на грани жизни и смерти, в крайне тяжелом септическом состоянии, на длительной искусственной вентиляции легких. Все это время я занимался с ним вместе со старшими коллегами и учителями. Ежедневно писал его историю болезни, и это был практически многотомник.

Если честно, то много раз казалось, что это финал и у коллег вот-вот опустятся руки. Но состояние душевного равновесия и ощущение произошедшего чуда пришло тогда, когда пациент покидал стены нашей клиники на своих ногах. Эта ситуация научила меня тому, что за каждого больного нужно бороться до конца. И какова была радость и искреннее удивление, когда этот пациент пришел к нам через год, а потом и через два года!

Это был отличный результат и пример, разрушивший все прогностические шкалы, статистику выживаемости, все шаблоны и скепсис. Таких успешных результатов немало!

И мы постоянно убеждаемся в том, что каждый пациент сугубо индивидуален, поэтому сейчас главное направление для нас – это пациентоориентированный подход в лечении всех больных, поступающих в Клинику факультетской хирургии им. Н.Н. Бурденко.