Сегодня отмечается Всемирный день почки. Почти 3,5 млн человек в нашей стране болеют нефрологическими заболеваниями и мочекаменной болезнью. А ежегодный прирост пациентов с опухолью почки составляет порядка 20 тысяч человек. Но благодаря точной диагностике, применению высоких технологий и искусственного интеллекта на этапе предоперационного планирования в Клинике урологии Сеченовского Университета удается добиваться беспрецедентных результатов в лечении данного заболевания. Об этом и многом другом читайте в интервью заместителя директора по научной работе Института урологии и репродуктивного здоровья человека Сеченовского Университета профессора Евгения Шпотя.
– Евгений Валерьевич, какие заболевания почек наиболее распространены по статистике?
– Заболевания почек стоит разделить на две значительные группы: нефрологические и урологические, включая онкоурологию. По статистике, нефрологическими заболеваниями в России болеет около 2,5 млн человек. В частности, это различные варианты гломерулонефритов, острая и хроническая болезнь почки. Среди урологических заболеваний лидирует мочекаменная болезнь, ежегодно она диагностируется почти более чем у миллиона пациентов. В онкоурологии опухоль почки занимает третье место после рака простаты и мочевого пузыря. Ежегодный прирост пациентов с данным заболеванием порядка 20 тысяч человек.
– С чем связан такой рост заболеваемости?
– В первую очередь, мы связываем это с повышением качества диагностики. Опухоль почки легко диагностируется с помощью УЗИ, КТ или МРТ. Еще лет 20 назад мы очень часто сталкивались с поздними стадиями, когда люди приходили с огромными образованиями. Нельзя было не то что сохранить почку, но и были ситуации, когда невозможно было удалить опухоль. С повышением качества диагностики ситуация кардинально поменялась: мы теперь чаще удаляем опухоль почки на ранних стадиях, благодаря чему есть возможность сохранить орган.
– Какие операции есть в арсенале Института урологии и репродуктивного здоровья человека для решения проблем пациентов?
– Если говорить о мочекаменной болезни как о самом распространенном заболевании, то для ее лечения, прежде всего, применяются различные эндоскопические вмешательства. Первая группа – чрескожные эндоскопические вмешательства, в частности чрескожная нефролитотрипсия, когда мы делаем небольшой прокол и удаляем камень через него. В последнее время стала популярна ретроградная интраренальная хирургия (РИРХ), когда камень удаляют без разрезов на теле пациента – через мочеточник. Для этого применяют тонкий гибкий уретеронефроскоп, чтобы раздробить камень. Преимущества подобной операции для пациентов очевидны – минимум послеоперационных осложнений и максимально быстрое восстановление.
– Применяется ли сегодня искусственный интеллект для диагностики и лечения заболеваний почек?
– Да, конечно. Разработана и внедрена в клиническую практику веб-платформа Sechenov.AI_nephro для планирования органосохраняющих операций по удалению опухоли почки. Данная система поддержки принятия врачебных решений не имеет аналогов в мире, она в автоматическом режиме совмещает четыре фазы КТ-исследования в единое трехмерное изображение всего за несколько минут. На основании 3D-модели хирург может детально спланировать ход реальной операции у пациента с новообразованием почки. Использование веб-платформы позволяет значительно снизить риск послеоперационных осложнений и выполнить операцию по удалению опухоли, сохранив при этом функционирующий орган. Применение веб-платформы в Институте урологии и репродуктивного здоровья человека Сеченовского Университета позволило кардинально изменить структуру таких операций. Если в начале 2000-х резекция почки (операция по удалению новообразования с сохранением органа) составляла не более 20–30% операций, то спустя десять лет количество подобных операций увеличилось до 80–90%.
– Диагноз «рак почки» – это приговор?
– Заболевания почки по причинам смерти находятся примерно на девятом месте. Не самое опасное заболевание, но в то же время почка – это жизненно важный орган, без которого человек прожить не может. Но природа так устроена, что у нас две почки, каждая из которых функционирует только на 60–70% своих возможностей. Даже если человек теряет одну почку в результате болезни или операции, то вторая практически полностью берет на себя все функции, и это, как правило, не отражается на здоровье пациента.
Почка связана с очень многими процессами в организме человека: и поддерживает гомеостаз, и регулирует давление. Так, если у пациента возникает массивное кровотечение или он отравился солями тяжелых металлов, то этот жизненно важный орган страдает первым.
– Часто ли у пациентов встречается поражение обоих почек?
– Не часто, двусторонний рак почки встречается в 2-3% наблюдений, это самая сложная ситуация для онкоуролога. Тем не менее Клиника урологии Сеченовского Университета – первая и единственная в нашей стране, где проводят одномоментную лапароскопическую резекцию почки по поводу двусторонних образований. За один наркоз мы удаляем сразу две опухоли: и слева, и справа, и это делается малоинвазивным доступом, через небольшие проколы. В этой области уже накоплен большой опыт – более 40 операций, и в России это никто не делает.
– Требуется ли пациентам после операции по резекции почки дополнительное лечение, например, химиотерапия?
– Так как мы, как правило, сталкиваемся с опухолью почки на ранних стадиях, то чаще всего нет необходимости в дальнейшем лечении таких пациентов. Мы имеем очень хорошие результаты онкологического лечения опухоли почки на ранних стадиях. Если речь идет про удаление опухоли размером до 2 см, то в 98% наблюдений мы избавляем пациента от данного заболевания на всю жизнь. Чем больше опухоль, тем хуже прогноз. Например, при T3-А стадии прогноз уже в районе 60% в ходе пятилетней выживаемости.
Поэтому на первое место выходит ранняя диагностика опухоли почки. Всем пациентам с молодого возраста рекомендуется один раз в год проходить ультразвуковое исследование почек. Это простой и надежный способ, который позволит на ранних стадиях выявить практически любое заболевание: мочекаменную болезнь, гидронефроз, опухоль почки.
– Будет ли результативен для диагностики анализ крови?
– К сожалению, нет других объективных критериев, кроме креатинина и мочевины. Маркеров рака почки сегодня не существует, ученые только находятся в процессе их поиска. Но когда врач сталкивается с повышением креатинина и мочевины, то это уже говорит о каких-то серьезных нарушениях функции почки
– Кто чаще болеет: женщины или мужчины? Каковы группы риска?
– В большинстве случаев мужчины болеют чуть чаще, чем женщины. При мочекаменной болезни очень важен, например, регион проживания. Есть регионы проживания, где эндемически выше уровень мочекаменной болезни, в частности Сибирь и Дальний Восток (Алтайский край, Магаданская и Амурская область). Это связано с особенностями питания и пищевыми привычками населения региона.