11 июля 2022
Дистант или аудитория?

Ученые Сеченовского Университета и Высшей школы экономики доказали целесообразность сочетания офлайн- и онлайн-форматов в образовательном процессе. Исследование прошло на кафедре фармакологии Института фармации им. А. П. Нелюбина при поддержке Российского представительства международной ассоциации по медицинскому образованию. Результаты работы авторы сформулировали в статье «Выбор формата лекции в высшем фармацевтическом образовании». Ее опубликовал журнал «Вопросы образования» (Educational Studies Moscow, Q2). В оценке эффективности онлайн-обучения участвовали студенты.

Система «преподаватель — студент — образовательная среда» потребовала преобразований в связи с переходом вузов на дистанционный режим обучения во время пандемии. Онлайн-технологии доказали свою эффективность, учебные организации активно их используют. Однако в медицинской сфере полная замена очного обучения дистантом невозможна — будущие специалисты должны отрабатывать и совершенствовать практические навыки.

Как замена «живых» занятий асинхронным обучением сказывается на качестве образования будущих врачей? Влияет ли дистант на уровень подготовки студентов-медиков? Как учащиеся относятся к онлайн-обучению? Целесообразно ли встраивать видеолекции в классический учебный процесс медицинского вуза? Эти вопросы решали участники исследования.

Авторы статьи изучили объективные и субъективные критерии усвоения материала модуля по фармакологии на 2 курсе Института фармации. Ученые проанализировали, какие возможности дает комбинация очных консультаций после просмотра видеолекций и традиционных занятий в формате дискуссии. Комбинированная система преподавания оказалась эффективнее: средний балл за посттест студентов после такого занятия был выше.

Участники исследования займутся улучшением системы обучения в дистанционном формате.