В Клиническом институте детского здоровья имени Н. Ф. Филатова Сеченовского Университета для лечения заикания применяют уникальные высокоэффективные методы: транскраниальную микрополяризацию головного мозга, биоакустическую коррекцию, а также используют виброплатформу «Галилео».
На сегодняшний день в мире заикается примерно 1% населения. В России эта проблема касается тысяч детей, и важно правильно выбирать пути коррекции. Как врачи кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья лечат речевые расстройства у детей, нам рассказала эксперт в области детской неврологии и логопедии — профессор, д.м.н., педиатр и невролог Лусине Хачатрян.
– Лусине Грачиковна, известно, что заикание — это не просто расстройство, а серьезная проблема, затрагивающая миллионы детей и их семей. Какие виды заикания бывают и чем они отличаются?
– В мире существует несколько классификаций заикания. Заикание — это очень сложное и драматичное расстройство речи, которое очень сложно курировать, оно вызывает много вопросов у неврологов и логопедов. Выделяют две формы заикания. Первая – это более легкое невротическое заикание, которое возникает у детишек с повышенной эмоциональной конституцией в случае возникновения каких-то эмоциональных переживаний. При этом паузы в разговоре очень короткие, а дома дети могут говорить вообще без запинок. Это расстройство, как правило, транзиторное, оно возникает в какой-то период жизни и может само уйти. Часто это бывает на этапе, когда у ребенка только формируется речь.
Второй вариант заикания более тяжелый. Он называется неврозоподобным и может возникать гораздо позже. Это связано с достаточно серьезными повреждениями нервной системы, которые могут иметь перинатальный характер, генетическую детерминированность. Как правило, неврозоподобное заикание всегда сочетается с другими неврологическими синдромами — это дисграфия, дислексия, нарушение обучаемости, это дефицит крупной и мелкой моторики. И у этих детишек мы, как правило, выявляем и другие изменения со стороны нервной системы, какие-то очаговые нарушения. И это предусматривает более плотную работу с неврологом.
– Лусине Грачиковна, как можно помочь ребенку с этой проблемой?
– Существуют разные логопедические методики, некоторые из них противоречат друг другу. Многие врачи считают, что надо корректировать заикание с помощью режима молчания, другие считают, что наоборот, надо активно разрабатывать контроль над проговариванием с помощью дыхательной гимнастики. Безусловно, очень многое зависит от возраста ребенка. Потому что трехлетнему ребенку сложно объяснить, как надо дышать. Но если ребенку уже 10-11 лет и он уже заинтересован в коррекции своей речи, то ему помочь гораздо проще.
Мы в Клиническом институте детского здоровья применяем разные методики лечения заикания, они также зависят от возраста пациентов. По сути, все логопедические методики основаны на правильном дыхании, обучении детей контролю дыхания и проговариванию звуков на выдохе. Отдельно хочется сказать про аппарат «ВиброСтим», который помогает улучшать функционирование мышц оральной мускулатуры — в нем эффект вибромассажа сочетается с логопедическими упражнениями. При невротических формах заикания, которые рецидивируют крайне редко, применяется легкая седативная терапия и психотерапия.
Но помимо традиционных методов медико-педагогической коррекции, мы уже около трех лет применяем современные уникальные высокоэффективные методы. В том числе это транскраниальная микрополяризация — физиотерапевтическая методика лечения заболеваний центральной нервной системы. Она основана на воздействии микротока на триггерные точки в головном мозге, влияющие на речь. Также мы применяем передовую форму звуковой терапии — биоакустическую коррекцию, основанную на биологической обратной связи. Высокая эффективность этих методик подтверждена научными исследованиями: у многих пациентов после их применения заметно улучшились психофизиологические показатели, частично или полностью исчезли проявления заикания.
Кроме того, у нас используется виброплатформа «Галилео» — это нейромышечный стимулятор, улучшающий нейронную интеграцию. Она помогает в реабилитации пациентов.
– Как долго длится процесс коррекции заикания?
– Это зависит от дефекта. Неврозоподобное заикание подчас нужно корректировать всю жизнь — пациент может нуждаться в пожизненной лекарственной терапии, так как это клонические судорожные проявления и подчас они требуют назначения противосудорожной терапии.
А что касается невротических форм, то они, как правило, купируются за месяц-полтора. При этом у ребенка должен быть психощадящий режим — достаточно времени для отдыха и благоприятная среда. Некоторых детей на это время даже забирают из сада, чтобы не травмировать их и дать возможность установиться речевой функции.
– Существует версия, что наличие аденоидов как-то связано с заиканием, насколько оно верно?
– Каких-то научных работ, подтверждающих, что аденоиды и заикание взаимосвязаны, нет. Но по логике, наличие воспаленных аденоидов — это означает затрудненное дыхание через нос, особенно в ночное время, что ведет к гипоксии и усугубляет состояние ребенка.
Если это аденоиды рецидивирующие, второй-третьей степени, если они сопровождаются ухудшением слуха, то здесь врачи рекомендуют удаление. Но нужно всегда учитывать риски и стресс от самой операции. Если такому пациенту рекомендуют аденотомию, то с высокой вероятностью под наркозом, чтобы у ребенка было меньше стресса.
– Лусине Грачиковна, какие Вы можете дать рекомендации родителям, когда пора обращаться к специалистам? С чего начинать?
– Вначале, когда выявляется проблема заикания, конечно, ребенка смотрит педиатр. Он должен незамедлительно отправить ребенка к неврологу, чтобы дифференцировать форму заикания — невротическое оно или неврозоподобное. Только после этого выстраивается вся реабилитационная программа.
Если у ребенка просто невротическое заикание, в данном случае логопед не нужен, достаточно легкой седативной терапии и игротерапии, достаточно нейропсихолога, который может выявить эмоциональные проблемы и скомпенсировать их. А вот если у ребенка неврозоподобная, то есть тяжелая форма органического заикания, то в этом случае нужно подключать команду специалистов, здесь будет нужен и невролог, и логопед, возможно, и нейропсихолог. И этот процесс нужно начинать с самых первых дней, как только выявится заикание — обычно у детей это становится очевидно в 2,5–3 года. Но неврозоподобное чаще всего начинается чуть позже, где-то с 4,5–5 лет. Конечно же, надо незамедлительно идти к специалисту.
– Подскажите, как родителям найти «своего» специалиста?
– Вы это почувствуете. Важно, чтобы между ребенком и логопедом или неврологом возник высокий уровень доверия и комфорта. Коррекция речи должна проходить в игровой форме, чтобы ребенку было не так тяжело.
– Лусине Грачиковна, как Вы считаете, насколько наша страна обеспечена специалистами в области логопедии?
– Известно, что сегодня найти профессионала, умеющего работать с проблемами заикания, достаточно сложно, так как это требует высокого уровня квалификации. В Сеченовском Университете готовят специалистов по профилю «логопедия», готовят неврологов, однако любое дальнейшее повышение квалификации в сфере коррекции речевых нарушений — это уже инициатива самого специалиста.