Институт фармации: в новый год с новым Именем

27.01.2020

«Фармация - это не просто искусство,

а наука, состоящая в тесной связи со многими другими науками»

Александр Петрович Нелюбин,


С 2020 года В Сеченовском Университете вводится ряд изменений, одно из которых – изменение структуры подразделений и новые имена Институтов, и новое имя Института Фармации, которому теперь присвоено имя Александра Петровича Нелюбина – великого русского доктора медицины, профессора Императорской медико-хирургической академии, одного из первых медиков, выдержавших экзамен на звание провизора.

Александр Петрович Нелюбин (1785 – 1858 гг.) в 1798 году поступил учеником в аптеку в Кирове и в 1804 году сдал экзамен на звание аптекарского помощника в Полтаве и годом позднее получил звание провизора в Москве. В 1808 году Александр Петрович поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую академию, а уже в 1812 году окончил курс в академии с отличием и с золотой медалью, и был оставлен при академии исполняющим должность адъюнкт-профессора по кафедре фармации, а в 1815 году исполняющим должность ординарного профессора.

Одной из основных областей научных интересов А.П. Нелюбина было изучение аммиака - наблюдениям над его составом была посвящена докторская диссертация, которую Нелюбин защитил в 1821 году и вскоре был утверждён в звании ординарного профессора фармации.

В 1823 во время командировки на Кавказ, Нелюбин изучал минеральные воды, благодаря чему им был открыт ряд новых источников и написан капитальный труд по описанию их, его «Описание» в течение десятков лет оставалось единственным и до начала XX века во многом не утратило своего значения, благодаря чему А.П. Нелюбин получил звание гоф-медика. Кроме того, Нелюбиным была открыта и пользовавшаяся в своё время известностью, изобретённая им кровоостанавливающая жидкость «гемостатин».

Выдающаяся работоспособность позволяла Нелюбину соединять обязанности профессора и обширную медицинскую практику с участием в ряде комитетов и обществ и со службой в другом ведомстве; так, с 1831 по 1841 год А.П. Нелюбин был учёным секретарём Медицинского совета, с 1831 по 1837 — вице-директором медицинского департамента. В 1844 году Нелюбин оставил кафедру и занял место главного доктора 2-го Санкт-Петербургского военно-сухопутного госпиталя; эту должности А.П. Нелюбин занимал до конда своих дней.

К обширным практическим знаниям Нелюбин неоднократно обращались правительственные учёные учреждения и поручали ему специальные исследования и командировки. Важно отметить его исследования Полюстровских источников (под Петербургом) и, в особенности, исследования старорусских вод, в составе которых он первым открыл иод.

А.П. Нелюбин был избран почётным и действительным членом многих русских и иностранных учёных обществ и академий.

     Всего перу А.П. Нелюбина принадлежит около 50 научных работ, посвященных вопросам фармации, фармакологии и медицины. Одной из наиболее популярных стала «Диспенсатория секретных, специфических, универсальных и патентованных средств», опубликованная в 1831 году, в которой был рассекречен состав многих лекарственных средств с комментариями о терапевтической ценности, что имело огромное практическое значение для медицинской практики. Взгляды Нелюбина на теорию и практику лекарственных форм и галеновых препаратов наиболее полно освещены им в «Фармацевтических записках», изданных в 1843 г. «Фармацевтические записки» - первый отечественный учебник, объединяющий теорию и практику технологии лекарств и галеновых препаратов.

А.П. Нелюбин уделял большое внимание вопросам организации аптечного дела и истории фармации. «Аптека, – указывал он, – в строгом смысле слова имеет научный и даже общественный характер». В составленную им программу по фармации 1843 года были включены важные и сегодня вопросы: определение фармации, истории русской фармации, аптека, устройство аптеки, лаборатория, рецептурная комната, личные достоинства аптекаря и его обязанности, фармацевтические постановления и др.

   А.П. Нелюбин дал определение фармации, главными задачами которой он считал «составлять совершенно новые лекарства и определять оным доброту». Он подчеркивал, что «...фармация не есть простое искусство, но также и наука... Аптекарь, занимающийся приготовлением лекарств, не зная ни действия процесса, ни самих причин, его производящих, есть ... простой ремесленник».