Биологическая химия – наука, дающая базовые знания студентам медицинских специальностей. Задачи преподавания биологической химии для студентов медицинских специальностей обеспечить знаниями об основных закономерностях метаболических процессов, определяющих состояние здоровья в норме, в условия адаптации организма человека к изменениям условий внешней и внутренней среды.
Основной целью обучения студентов является развитие интегративного понимания и оценки состояния метаболизма в организме человека, включающее применение геномики, эпигеномики, метаболомики и протеомики.
Особенно важным является научить студентов обоснованию биохимических механизмов, лежащих в основе ранней диагностики, предупреждения и лечения заболевании. Большое значение для врачей имеют знания особенностей изменения молекулярных процессов, лежащих в основе патогенеза заболеваний, что необходимо для диагностики и лечении заболеваний.
Студентам прививаются навыки планирования обследования больных с использованием биохимических методов, навыки постановки предварительного диагноза на основании результатов биохимических анализов обследования пациентов.
На кафедре биологической химии ИБ и ММС обучаются студенты следующих специальностей:
· лечебное дело
· лечебное дело для студентов, обучающихся на английском языке
· педиатрия
· медицинская биохимия (кафедра биохимии – выпускающая кафедра по данной специальности)
· медико-профилактическое дело
· стоматология
· стоматология для студентов, обучающихся на английском языке
· фармация
· фармация для студентов, обучающихся на английском языке
· «Медицина будущего – врачи – исследователи»
· Биоинженерия – биоинформатика
· Биотехнология
· Медицинская биофизика
· Механика и математическое моделирование (МиММ)
· Материаловедение и технологии материалов (МиТМ)
Для студентов каждой специальности созданы рабочие программы, соответствующие специфики каждого направления подготовки.
Основные направления учебно-методической работы кафедры:
· Разработка методов интерактивного обучения биохимии, при котором студенты осваивают учебный материал в процессе его применения для решения ситуационных задач, моделирующих различные физиологические и патологические состояния; такой способ обучения позволяет применять знания, полученные при изучении базовой теоретической дисциплины для выполнения будущих профессиональных задач;
· В соответствии с принципами интерактивного обучения издание новых учебников, руководств, учебных пособий на русском и английском языках (см. раздел «Библиография»). Только за последние 10 лет издано 8 учебников (6 на русском языке и 2 на английском), 5 учебных пособий для студентов, обучающихся по различным направлениям подготовки (из них 1 на английском языке для спецкурса по направлению подготовки стоматология);
· Разработка оптимального содержания и организации обучения студентов специальности «Медицинская биохимия» для которых кафедра биохимии является выпускающей;
· Организация обучения по дисциплине по выбору «Молекулярная медицина» с учетом последних достижений науки в данной области;
· Разработка тестов различных типов и ситуационных задач для обучения и текущего контроля знаний студентов на русском и английском языках;
· Постоянное пополнение банка тестов для контроля знаний студентов при централизованном промежуточном тестировании;
· Постоянное пополнение банка ситуационных задач для промежуточного контроля знаний (экзамен);
· Разработка иллюстративного материала для занятий и лекций;
· Создание презентаций лекций по всему курсу биохимии преподавателями кафедры на русском и английском языках;
· Создание видео-лекций по биохимии преподавателями кафедры;
· Создание видео-лекций для спецкурса на русском и английском языках
· Создание видео-лекций для массовых он-лайн курсов (МООК) на русском и английском языках
· Проведение мастер классов (на кафедре и межкафедральных) для углубленного изучения современных методов биохимических исследований в клинике, моделирования клинических ситуаций и принципов биодизайна молекулярных процессов и действия лекарственных препаратов
· Организация работы видео класса для визуализации изучаемого материала