Владимир Андрианов: «Организация клинических исследований «под ключ» - конкурентное преимущество Сеченовского университета»
7 августа 2020
 Владимир Андрианов: «Организация клинических исследований «под ключ» - конкурентное преимущество Сеченовского университета»

Директор Департамента клинических исследований подвел итоги первых месяцев работы на новом посту


Владимир Андрианов – выпускник Сеченовского университета. Спустя годы работы в индустрии, в марте 2020 года он вернулся в родной вуз, чтобы возглавить Департамент клинических исследований. Это – первое интервью в новой должности. Владимир Андрианов рассказал Sechenov.ru, какие изменения произошли после его прихода, в чем философия его подхода к работе, и какую цель мечтает достичь в качестве директора Департамента.


«Экономим время наших партнеров»


- Вы возглавили Департамент клинических исследований несколько месяцев назад. Это был сложный выбор?

- Мне бы хотелось поблагодарить первого проректора Андрея Свистунова и директора Института трансляционной медицины Вадима Тарасова. Если бы не они, неизвестно, какое решение я бы принял. Над предложением раздумывал несколько недель. Возможно, это был самый сложный выбор в моей жизни. Понимаю, какая ответственность на мне лежит. Но одновременно это для меня новый, интересный вызов, который я принял, и теперь, что называется, отступать некуда.


- Что за это время вам уже удалось сделать?

- Наш Департамент был создан в марте 2020 года, до этого, с 2005 года функционировал Отдел организации доклинических и клинических исследований. При этом стоит отметить, что Сеченовский университет работает на рынке клинических исследований еще с 90-х годов прошлого века. С одной стороны, наш Департамент – это новая структурная единица Университета, с другой, мы крепко стоим на ногах благодаря работе моих предшественников Ирины Наделяевой, Елены Вольской и Ирины Ермолаевой, которые за 15 лет заложили прочный фундамент – мы это помним и ценим.

Когда я приступил к работе, сложилась необычная ситуация, поскольку это совпало со временем карантина из-за COVID-19. Это был вызов для всех нас, но мы достойно справились – спустя неделю, начиная с апреля, начали работать, поскольку процессы в клинических исследованиях не останавливались. Да, они трансформировались, но мы смогли грамотно подстроиться под изменившиеся обстоятельства, проявили гибкость, что помогло в дальнейшем как Университету, так и нашим партнерам, крупнейшим иностранным и отечественным фармкомпаниям и КИО.

Конечно, COVID-19 доставил много неудобств, но нельзя не отметить и плюсы. Мы увидели, что можно работать не только из офиса, но и из дома. Поскольку раньше я работал в фарм-индустрии, home office – это нормальная, привычная для меня ситуация. Но для государственной структуры удаленная работа – очень нестандартно. Однако мы смогли переформатировать нашу работу и частично продолжаем применять практику «удаленки».


- С какими вызовами вы столкнулись еще?

- Отнесу к достижениям преобразования в организационно-технической стороне этической экспертизы. Этот процесс построен таким образом: перед тем, как приходить к нам с клиническим исследованием, компании сначала подают документы в локальный этический Комитет (ЛЭК). ЛЭК Сеченовского университета считается одним из самых значимых в России, он хорошо известен в профессиональной среде и пользуется заслуженным авторитетом – можно смело сказать, что это наша гордость.

Раньше, в «доковидные» времена, ЛЭК собирался раз в месяц, в то время как индустрия кинических исследований – это постоянная гонка со временем. Именно время – это ресурс, за который борются наши заказчики, как российские, так и зарубежные фармацевтические компании. Кто первый получает регистрационное удостоверение, тот и в выигрыше. Здесь все, как в спорте, все хотят получить «золото». Наш Университет стал уделять больше внимания партнерам по клиническим исследованиям, что правильно с маркетинговой и человеческой точки зрения. Теперь ЛЭК кроме плановых заседаний собирается каждую неделю, что очень удобно для компаний, поскольку документы рассматриваются быстрее.

Во-вторых, мы стандартизировали наши договоры на организационно-техническое обеспечение этической экспертизы, теперь подписываем их в течение одного дня – обычно это занимает несколько часов. Также мы считаем, что имеет смысл параллельно подписанию договора на организационно-техническое обеспечение этической экспертизы вести процесс верификации договоров на клинические исследования, который по распоряжению ректора Петра Глыбочко со стороны Университета должен занимать не более 7 рабочих дней. Все это должно существенно сэкономить время наших партнеров.


«Клинические исследования – это бизнес»


- Конкуренция со стороны других центров проведения клинических исследований высока?
- В России работают около 1 500 компаний, это как крупные игроки, так и небольшие организации – рынок очень конкурентный. Однако мы стараемся делать все, чтобы занимать высокие позиции в глазах профессионального сообщества. До перехода в Сеченовский университет я более десяти лет проработал со стороны заказчика. Учитывая мой опыт, могу сказать, что для организации, которая проводит клинические исследования, успех может быть только в одном случае, – если это рассматривается как бизнес. Приведу пример: однажды мне довелось побывать в Бердске, который находится в 30 километрах от Новосибирска прямо на берегу Обского моря. Казалось бы, что можно ожидать от маленького городка в Сибири? Поначалу скептические настроения только подтверждались: я приехал к невзрачному зданию, похожему на обычную районную больницу с неприметной стальной дверью. Но стоило попасть внутрь, словно оказался совершенно в другой реальности: прекрасный ремонт, все чисто, ухожено, великолепный персонал, оснащенная самой современной техникой лаборатория. Пожалуйста, вот что значит отношение к своей деятельности как к прибыльному делу.

В этой связи я рад, что руководство нашего вуза в лице ректора Петра Глыбочко и первого проректора Андрея Свистунова нацелено на развитие направления клинических исследований. Более того, могу сказать, что стоит задача сделать из Университета одну из лидирующих площадок для клинических исследований в Восточной Европе, не говоря уже про ЕАЭС. Все предпосылки для этого есть. По данным Министерства здравоохранения, наш вуз выбран как площадка для проведения более чем 150 клинических исследований, у нас порядка 80 главных исследователей, большие команды исследователей по кардиологии, неврологии, эндокринологии, гастроэнтерологии, терапии. Более того, Университет начал активно работать по направлению онкологии, запустилось несколько онкологических исследований. Наш вуз подписал договор по исследованию орфанной онкологии, был выбран также как один из центров онкогематологии, чего раньше никогда не было. Словом, мы активно работаем и развиваемся.


- Что происходит в Департаменте прямо сейчас?


- Частично процесс решения рутинных задач позади, и теперь можно заниматься бизнес-развитием, сосредоточившись на стратегических целях. Уже начали проходить конференции с нашими партнерами, в этом плане август уже весь расписан. Я поставил перед собой цель лично пообщаться с 80 исследователями. Если мы исходим из того, что наше направление – это бизнес, то бизнес делают люди. Человеческие отношения – это основа, поэтому я максимально открыт ко всем запросам, предложениям, замечаниям и комментариям. Стараемся со всеми находить общий язык и взаимодействовать.

Отдельно хотелось бы сказать об успешном сотрудничестве с Институтом трансляционной медицины нашего Университета, который проводит доклинические исследования и исследования ранних фаз, включая биоэквивалентость. Это важная и очень ответственная специализация, где есть работа с добровольцами, где другой дизайн протоколов и исследований, что требует весьма специфических навыков. Мы рады, что можем предоставить нашим заказчикам весь комплекс услуг по подготовке к выводу продукта на рынок, начиная с «доклиники» и заканчивая третьей фазой, которая ложится в основу досье для регистрации препарата. Так что компании, приходя к нам, могут получить «сервис под ключ», что является нашим весомым конкурентным преимуществом.


«Получаю положительные отзывы о работе»


- Какие исследования вы бы назвали наиболее актуальными – те, что связаны с темой коронавируса?

- В университете прошло порядка 11 клинических исследований по COVID-19. Самым купным было исследование молекулы Олокизумаб компании «Р-Фарм», которое также проводилось и в США. Это было сложное исследование, так как нужно было решить множество вопросов по организации работы между «красной» и «зеленой» зонами в клиниках, и с этим мы успешно справились. Конечно, важным стала организация исследования вакцины от COVID-19, разработанной Институтом имени Н.Ф. Гамалеи. Также у нас прошли испытания медицинских изделий и, в частности, систем для диагностики коронавируса.

Не могу не упомянуть и исследования в области онкологии, результаты которых ждут пациенты. Для меня, как для менеджера, любое исследование, которое проходит в Университете, представляет интерес.

Главное отмечу, это были насыщенные месяцы, мы приобрели огромный опыт, который поможет в будущем.


- Как вы оцениваете потенциал Сеченовского университета в плане проведения клинических исследований?

- Потенциал огромный, поскольку в нашем арсенале пять университетских клинических больниц, включая детскую, более 80 главных исследователей, у которых большой опыт. Это наш актив, основа, благодаря этому мы можем строить амбициозные планы. Многое уже получается. Приятно слышать от наших партнеров лестные отзывы о работе. Отдельное спасибо моим коллегам по Департаменту, которые успешно справляются с непростыми задачами.


- Какие цели вы ставите перед собой в качестве директора Департамента?

- Знаете, раньше, когда я работал в фарм-индустрии, по-хорошему мотивировала возможность побывать почти во всех регионах России и многих странах мира. А сейчас мне интересно оптимизировать внутренние процессы и выстроить работающую бизнес-модель в ведущем вузе страны, которая станет образцом для других образовательных и исследовательских центров. У Сеченовского университета есть имя, хорошая репутация, доверие партнеров. Это дорогого стоит. Задача дальнейшего развития, выстраивание бизнес-процессов, интересная и амбициозная.


- Где планируете черпать силы, чтобы реализовать все задуманное?

- В свободное время я занимаюсь бегом. Это мое хобби. Бег – то, что вдохновляет и дает силы для работы и жизни.