Три ключа к успеху
Три ключа к успеху

Академическая свобода. Кодекс научной этики. Организованность

Молодые ученые: как они приходят в науку, чем полезны стажировки за рубежом и как выглядят «9 кругов научного ада» – об этом рассказывает Алексей Файзуллин, аспирант ИРМ.

Алексей Леонидович Файзуллин

Молодой ученый, аспирант Института регенеративной медицины (ИРМ), сотрудник лаборатории экспериментальной морфологии. Под руководством профессора А.Б. Шехтера готовится к защите диссертации по теме «Разработка антифибротического скаффолда для задач регенеративной медицины (экспериментально-морфологическое и молекулярно-генетическое исследование)». Выпускник Международной школы «Медицина будущего» Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Весной 2019 года по гранту Президента РФ выехал в Сидней (Австралия), где проходит полугодовую стажировку в Университете Макквори (Macquarie University).

Путь в науку

Мои родители – научные сотрудники, мама работает в патологоанатомическом отделении, и я быстро осознал, что патанатомия, патоморфология – это сложно, интересно и красиво, и решил этим заниматься. На шестом курсе понял, что медицина для меня – часть науки, поэтому пошел в аспирантуру сразу после получения диплома.

Аспирантура НТПБ – это умение тратить время эффективно, погружение в научные проекты, и это мой выбор. По специальности я – врач-лечебник, после третьего курса лечебного факультета поступил в Центр инновационных образовательных программ «Медицина будущего». Это объективно оказалось верным решением. Во-первых, с нами работал лучший преподавательский состав университета. Во-вторых, замечательные сотрудники деканата обеспечивали личную поддержку и отличное организационное сопровождение учебного процесса. Через год после поступления в центр «Медицина будущего» произошло мое знакомство с Анатолием Борисовичем Шехтером, и я начал работать в лаборатории экспериментальной морфологии.

Морфологов, к которым можно прийти и получить не только качественный морфологический анализ, но и рекомендации по планированию научного исследования, очень мало. Важно иметь системное врачебное мышление, формирующееся в процессе обучения на самых разных кафедрах нашего университета. Умение мыслить как врач, то есть системно, очень ценится в биотехнологической науке.

Академическая свобода и Проект «5-100»

В лаборатории экспериментальной морфологии ИРМ есть все, что может пожелать начинающий морфолог-исследователь. Здесь представлены экспериментальная хирургия, современная гистотехника и микроскопы, серьезные международные и увлекательные внутривузовские проекты в области патологии, и, что самое важное, руководит лабораторией выдающийся ученый и потрясающий человек Анатолий Борисович Шехтер. Он является ведущим экспертом в морфологических аспектах структуры и патологии соединительной ткани, регенерации и тканевой инженерии, лечения глубоких и обширных ожогов, коллагенопластики. Уровень академической свободы прошлых лет несопоставим с теми позитивными изменениями, которые происходят сегодня, в том числе благодаря участию российских вузов, Сеченовского университета в Проекте «5-100». Летом 2018 года в рамках этого проекта я прошел трехмесячную стажировку в Университете Макквори (Сидней, Австралия). В результате стажировки инициированы международные проекты в областях периимплантационного воспаления и антифибротической терапии, а также выполнена экспериментальная часть моей диссертации по теме создания антифибротических (противорубцовых) скаффолдов для задач регенеративной медицины.

Научная работа

Дать оценку регенерации тканей настолько комплексно, как это делают в лаборатории экспериментальной морфологии ИРМ мало где могут. Нашим основным научным направлением является изучение восстановления соединительной ткани. Часто иностранные исследования регенерации включают лишь описание восстановления объема дефекта и его слизистой оболочки или эпидермиса.

Сотрудников лаборатории интересуют более глубокие процессы, которые мы изучаем при помощи современных методик: иммуногистохимии, а также поляризационной, нелинейной оптической, электронной и атомно-силовой микроскопий. Мы получаем морфологические и морфометрические результаты высокого уровня, даем им интерпретацию, и это делает нашу лабораторию уникальной в своем роде.

Я принимаю участие параллельно в нескольких проектах внутри университета. Моя работа связана с регенерацией соединительной ткани, безрубцовым заживлением кожи после травм и ожогов, регенерацией хряща, имплантацией биоматериалов и контролем реакции на имплантацию, а также с реконструктивной и пластической хирургией. В начале 2019 года вышли три новые полнотекстовые статьи с моим соавторством: Physicochemical parameters of NO-containing gas flow affect wound healing therapy. An experimental study (Eur J Pharm Sci., Q1, IF 3, 53), Is it possible to combine photodynamic therapy and application of dinitrosyl iron complexes in the wound treatment? (Nitric Oxide., Q1, IF 3, 897), Collagen fibrillar structures in vocal fold scarring and repair using stem cell therapy: a detailed histological, immunohistochemical and atomic force microscopy study (J Microsc., Q2, IF 1,773).

Следующим этапом моего профессионального развития будет стажировка за счет средств стипендии Президента РФ, а именно семь месяцев в Университете Макквори и Университете Нового Южного Уэльса. Одна из основных причин ехать в Австралию – я хочу дополнить свою диссертационную работу исследованием препаратов на маркеры поляризации макрофагов, а также провести дополнительные in vitro эксперименты. Благодаря полученной финансовой поддержке у меня появилась возможность приобрести дорогостоящие реактивы. Моя главная цель на данный момент – с максимальной эффективностью провести следующие полгода в австралийских лабораториях. По возвращении из Сиднея осенью 2019 года планирую сразу начать процесс защиты диссертации.

2 Фото в текст.jpgВ Сеченовском университете создана отличная мультидисциплинарная база для занятий наукой. Ведется множество первоклассных научных проектов, проводятся форумы, конференции и школы мастерства. Мне комфортно работать в alma mater, я знаю здесь колоссальное количество людей, знаю, к кому обратиться, с кем мне нужно посоветоваться перед принятием решений.

Основным препятствием в работе я назову несовершенную систему закупок, долгую доставку реактивов. Исследования приходится планировать не менее чем за год.

«9 кругов научного ада»

В лаборатории экспериментальной морфологии я осознал ценность науки, научился ценить время и ресурсы других людей, любить то, чем занимаюсь. Очень советую всем молодым исследователям ознакомиться с «9 кругами научного ада» (The 9 Circles of Scientific Hell, см. рис. 1). Конечно, это всего лишь шутка по мотивам «Божественной комедии» Данте Алигьери, но она очень хорошо отражает «грехи» современного научного сотрудника.

Работа в иностранных научных институтах учит высокой организованности, помогает узнать цену своего времени, работать столько, сколько необходимо для достижения результата. Универсальные правила научной работы – в России и за рубежом – всегда вести протокол, не отдавать ничего на волю случая, четко координировать коллег, вовлеченных в проект, не подделывать, не искажать результаты исследований. Недобросовестное отношение к работе, ошибки вследствие невнимательности и неорганизованность приводят к появлению плохих статей с недостоверными и невоспроизводимыми результатами.

Форс-мажор и пути его преодоления

В научной работе форс-мажоры возникают регулярно, особенно когда вы пытаетесь вникнуть в какую-то новую область. В таких случаях надо не стесняться обсуждать проблемы со старшими коллегами: они могут предложить оригинальное решение. Не надо бояться передать часть проекта кому-то другому, если ты понимаешь, что на это не хватает времени или сил. Важно не распыляться на множество векторов и соблюдать два ключевых, на мой взгляд, требования: быть честным и любить то, чем занимаешься.

Три ключа к успеху для меня – это академическая свобода, кодекс научной этики и организованность. Что радует и вдохновляет? Коллеги по работе: в ИРМ сложился потрясающий коллектив сотрудников, аспирантов и студентов, которые поддерживают друг друга, включая тех, кто уже покинул стены университета, то есть работает в других институтах, биотехнологических компаниях или переехал за рубеж. Мы дружим и часто встречаемся. Счастье – это работа с людьми, которые стали твоими друзьями, твоей командой.

Опубликовано в газете «Сеченовские вести»,

апрель 2019 года, публикацию подготовила

Наталья Литвинова

Ученые шутят: «9 кругов научного ада»

Рис 1. 9 кругов научного ада-01 (3).jpg