Ставка на предупреждение
Профессор Евгений Ачкасов — о том, что изменит в профилактической медицине послание президента

В своем послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин дал поручение расширить программы диспансеризации и профосмотров для граждан всех возрастов с 1 июля 2021 года. Это очень важное и своевременное решение. Пандемия коронавирусной инфекции не прошла даром как для здоровья людей, так и для всей системы плановой медицины.

Целый ряд медучреждений в Москве и регионах был перепрофилирован в ковидные госпитали. Уже одно это обстоятельство накладывало ограничения на плановую медицинскую помощь, ее доступность и своевременность.

Дала о себе знать и самоизоляция — в период карантина люди откладывали поход к врачам до лучших времен, потому что боялись заразиться. А значит, наши хронические болезни в этот период могли усугубиться.

К сожалению, COVID-19 не из тех болезней, которыми «переболел и забыл». Нередко дает о себе знать постковидный синдром с целым «букетом» неврологических последствий и проблем с дыхательной системой. У людей обострились сердечно-сосудистые заболевания, по которым «бьет» коронавирус — ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия. Ухудшилась и ситуация в онкологии. В отдаленных регионах, особенно в сельской местности, людям приходилось порой стоять в очереди, потому что больницы были перегружены пациентами с коронавирусом или вовсе закрыты под ковид-госпитали. Чтобы получить помощь, нужно было куда-то ехать — часто в другой город или районный центр, и удавалось это далеко не всегда. Люди предпочитали откладывать визиты к врачам.

Не только лечебный блок пострадал в период пандемии, но и диагностический. Все обследования ушли на задний план, а это чревато последствиями. Поздняя выявляемость особенно опасна в онкологической сфере — это может привести к всплеску случаев в запущенных стадиях. И лишь одно положительное исключение принесла пандемия — травм, скорее всего, стало меньше. Это случилось благодаря тому, что люди больше сидели дома.

Но я бы не связывал необходимость диспансеризации напрямую с пандемией. Профилактические осмотры всегда нужны и актуальны. Проблемы с ними у нас возникали и до пандемии. Чем была сильна советская система здравоохранения? Тем, что там действована жесткая система диспансеризации — четко организованная, неформальная, и это позволяло выявлять заболевания на ранней стадии и вовремя их лечить.

В отличие от советской, наша нынешняя система здравоохранения в значительной мере нацелена на деньги. А на профосмотрах много не заработаешь, поэтому они из этой системы выпадали. И очень жаль, потому что болезнь гораздо дешевле вовремя выявить и предупредить, чем потом долго и упорно, а главное дорого — лечить. Диспансеризация, о которой говорит президент, важна и с точки зрения экономии средств в государстве.

Как наладить эту систему? Как сделать так, чтобы она вновь заработала? Нужно ввести элемент обязательности — диспансеризация должна проводиться и на рабочих местах, и в школах, и в вузах. А главное — она должна быть неформальной, человека необходимо осматривать не ради галочки в медицинской ведомости.

К сожалению, профилактическая медицина — такая сфера, которую трудно наладить одномоментно. Она требует ресурсов на местах, хорошей работы поликлинического звена и отдельных мобильных бригад врачей, которые выезжали бы в труднодоступные места и осматривали там больных. Она требует элемента принуждения и мотивации.

К несчастью, мы так устроены — пока беда не случится, ко врачу не обращаемся. Чтобы человек пошел на диспансеризацию, его нужно смотивировать и подтолкнуть.

Наконец, она требует решения кадрового вопроса, а в регионах не хватает врачей первичного звена.

В субъектах и до ковида были проблемы с доступностью медицинской помощи и с кадрами, а пандемия эти слабые места усугубила. Заболевания накопились, и теперь там, где можно было обойтись лечением, потребуется операция. Где раньше было достаточно малоинвазивной операции, может потребоваться полноценное хирургическое вмешательство.

Но точных цифр урона пока не знает никто. Диспансеризация как раз и выявит эту картину. Хотя не факт, что сравнить самочувствие россиян до и после пандемии удастся — хороших исходных данных у нас давно уже не было, потому что не было хорошего и качественного профосмотра.

Президент говорит о важности профосмотра не только в связи с пандемией. Он напомнил и о гепатите С, и о ряде других заболеваний, несвоевременное выявление которых может привести к летальному исходу, и о всей системе здравоохранения и демографической политике.

В его посланиях прослеживается определенная преемственность. В прошлый раз он поручал правительству усилить первичное звено. Теперь второй шаг — диспансеризация. Следующим может стать акцент на системе реабилитации и санаторно-курортного лечения — в этой отрасли накопилось не меньше проблем. У медицины три кита — профилактика, лечение и восстановление. И эти задачи нужно решать последовательно.

Думаю, что с наплывом обращений, который случится при диспансеризации, здравоохранение справится. Все-таки глобального, неподъемного поражения системы во время пандемии не произошло — многие больницы работали в своем режиме. В России мы прошли этот период более организованно, чем многие другие страны. Жесткий карантин в России был не таким уж долгим (а у многих он продолжается до сих пор). И сейчас, даже на фоне небольшого подъема заболеваемости, нам все-таки удается жить нормальной полноценной жизнью.

Автор — эксперт Лиги здоровья нации, заведующий кафедрой спортивной медицины и медицинской реабилитации Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, доктор медицинских наук, профессор





Ссылка на публикацию: iz.ru