Пациент между двух бед

0_10nqirDAEOH5PlRK.jpgПервый в России кардиоонкологический сервис создан на базе клиники Первого МГМУ им. И.М.Сеченова. Об этом сообщил президент Общества специалистов по сердечной недостаточности, академик РАН Юрий Беленков

Ироническое поражение от успехов


Краткая предыстория: во всём мире, включая Россию, пациенты с онкологическими диагнозами стали жить дольше, благодаря современным методам химио- и лучевой терапии. Выживаемость в течение 10-15 и более  лет после лечения онкозаболевания уже не является уникальным случаем. Однако на фоне таких впечатляющих достижений онкологов появились новые проблемы у кардиологов. В подобных ситуациях, по словам эксперта, уместно использовать выражение «Ироническое поражение от успехов».

- Статистически подтверждено, что смертность от онкологических заболеваний в данной группе людей снижается, но повышается смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. Как правило, причинами становятся  острый инфаркт миокарда, нарушения ритма сердца, поражение клапанного аппарата, токсическая кардиомиопатия, - говорит Ю.Беленков.

С чем это связано? Оказалось, что большинство химиотерапевтических препаратов в той или иной степени обладают кардиотоксическим эффектом. Есть в этом плане претензии и к лучевой терапии, результатом которой может стать фиброз клапанов сердца.

- У всех ли пациентов проявляются такие эффекты? Нет, не у всех. Все препараты в равной мере кардиотоксичны? Нет, по-разному. Данное обстоятельство поставило перед учёными-медиками задачу выработать способы прогнозирования возможного кардиотоксического эффекта химиотерапии у каждого конкретного пациента, чтобы затем, назначая схему лечения, использовать прогностические алгоритмы для предупреждения негативных последствий, - поясняет академик Беленков.

Поскольку, как уже сказано, проблема общемировая, научные коллективы из разных стран объединились в поисках её решения. Параллельно с накоплением знаний о феномене кардиотоксичности химиотерапии начали появляться так называемые кардиоонкологические сервисы. В США создано уже около 80 таких клиник, в Великобритании - 15. В России пока только одна. Но в идеале, считает эксперт, необходима целая кардиоонкологическая служба, объединяющая специалистов разных профилей: онкологов, кардиологов, генетиков, морфологов, радиологов, химиотерапевтов и даже психологов. 

- Речь не идёт о создании специализированных стационарных отделений, это прежде всего - консультативная помощь врачам и пациентам. Работа таких сервисов требует командной работы специалистов, имеющих глубокие фундаментальные знания, а кроме того, наличия возможностей проводить  генотипирование пациентов и ряд специальных лабораторных проб, - подчеркнул кардиолог.    

Три года на разбег

Новая клиническая дисциплина - кардиоонкология - сформировалась в Европе в 2016 году. Сегодня о данном направлении медицины активно заговорили в России.

Минувшей весной этой теме уделили особое внимание организаторы Форума «Научное медицинское прогнозирование: молекулярно-генетические аспекты, триггеры патогенеза, ятрогенные влияния», организованном Московским Государственным медико-стоматологическим университетом им. А.И. Евдокимова. Секция «Кардиоонкология», куда вопреки давней традиции тематической обособленности пригласили и кардиологов, и онкологов, собрала очень большое число врачей. Именно там была убедительно показана необходимость мультидисциплинарного подхода в ведении онкобольных. Тогда же были озвучены данные целого ряда зарубежных исследований, согласно которым, за последние десять лет только половина онкологических пациентов умирала собственно от рака, а остальные - от сердечно-сосудистых заболеваний, развившихся на фоне лечения онкопатологии.

Заведующий кафедрой госпитальной терапии N1 МГМСУ, доктор медицинских наук, профессор Юрий Васюк обозначил основные кардиотоксические агенты (группы препаратов) и основные виды кардиотоксических осложнений у онкологических больных после проведённого лечения основного заболевания, а также рассказал коллегам о  возможностях профилактики, ранней диагностики и лечения кардиотоксического действия химиотерапии.

- Не просто прогноз их лечения, но и дальнейшая судьба пациентов напрямую связаны с точным определением риска кардиотоксичности при назначении противоопухолевой химио- и лучевой терапии, то есть от правильности выбора лечебной стратегии. При этом определять стратегию должен не какой-то один врач, а кардиоонкологическая команда, состоящая из онколога, кардиолога, хирурга и радиолога, - акцентировал тогда внимание аудитории Юрий Васюк. Первый кардиоонкологический сервис, о появлении которого рассказал академик Беленков - пример именно такого, выверенного подхода к предопределению «судьбы пациента».     

В свою очередь ещё один ведущий российский специалист в области кардиологии, член-корреспондент РАН Симон Мацкеплишвили, выступая на днях на Общем собрании профессоров Российской Академии наук, также остановился на теме «Кардиоонкология». Он подчеркнул, что данная проблема нуждается в особом внимании научно-медицинского сообщества, учитывая нарастание её масштабов: в связи с ростом продолжительности жизни людей растёт число случаев онкологических заболеваний. Ну и дальше по трагическому кругу: чем лучше онкологи лечат своих пациентов, тем выше риск их смерти от ССЗ. Этот круг необходимо разорвать. 

- Европейское кардиологическое общество в 2016 году опубликовало «Меморандум по лечению онкологических заболеваний и сердечно-сосудистой токсичности». Однако остаётся немало важных вопросов о тактике обследования и лечения данной группы пациентов, - отметил С.  Мацкеплишвили. 

Об этом же говорит и академик Ю. Беленков: пока нет достаточного объёма материалов для разработки зарубежных и российских клинических рекомендаций по кардиоонкологии, но уже идёт предварительный этап - написание консенсусов на основе накопленного клинического опыта. Этим занимаются несколько международных авторских групп, в том числе, с участием российских учёных.

Источник: Медицинская газета