Новая болезнь цивилизации: успешное лечение породило новую проблему
6 декабря 2021

Всем известно, что способы лечения онкологии имеют две стороны, с одной – подавляют жизнедеятельность раковых клеток, с другой — заставляют страдать здоровые ткани. Впрочем, это касается не только онкологии. Что же происходит при лечении и можно ли бороться с последствиями, узнаем из первых уст.

Терапия с эффектом разрушения

Пример онкотерапии можно найти у Александра Солженицына в «Раковом корпусе»: «Рентгеновские лечения, благополучно, успешно или даже блистательно закончившиеся десять и пятнадцать лет тому назад дачею крупных доз облучения, – выявлялись теперь в облученных местах неожиданными разрушениями и искажениями». Сегодня на смену лучевой терапии, описанной классиком, и современной химиотерапии пришли таргетные препараты и лекарства, меняющие биохимический обмен кальция. Онкотерапия, безусловно, преследует благую цель – остановить или затормозить рост метастазов в костях и органах. И успешно с этой задачей справляется! Но при этом, к сожалению, обладает серьезным побочным эффектом – разрушает кости, в частности, челюсти, носовые и орбитальные.

Слово эксперту

«Фактически это новая, ранее неизвестная человечеству болезнь цивилизации, – говорит врач-онколог с мировым именем, челюстно-лицевой хирург, пластический хирург, директор Института кластерной онкологии им. профессора Л.Л. Левшина Сеченовского Университета, академик РАН, профессор Игорь Решетов. – Число пациентов с метастазами в кости неукоснительно растет. Им в основном назначаются препараты, производные золедроновой кислоты, которая своеобразным образом укрепляет кость в зоне метастазов позвоночника, ребер и подвздошной кости. Но одновременно с этим происходит перераспределение кальция в организме. Под действием препарата кальций уходит именно из костей черепа и переходит в очаг метастазов. Новое лечение значительно продлило жизнь онкопациентам. Это положительная сторона, но отрицательная в том, что люди стали доживать до тех осложнений, которые раньше не встречались».


Повреждение неопределенной формы

Проблема острого радионекроза — не новость для практикующих онкологов. Специалисты знают, что в тех зонах, где ткань подвергается лучевой терапии, начинаются разрушающие процессы в пределах полей облучения. Новые лекарственные некрозы имеют необычный характер – они могут быть неопределенных очертаний. Из-за этой особенности невозможно прогнозировать, какая часть кости пострадает больше, а какая останется не задетой.

Слово эксперту

«Когда наступила эра таргетных препаратов и оказалось, что одним из сайд-эффектов этих средств является разрушение кости, мы стали выполнять операции по восстановлению костей лица и челюсти и при таких осложнениях. В настоящее время в нашей клинике реконструктивной хирургии значительно прибавилось пациентов, которые нуждаются в таких операциях. Всем им оказывается высокотехнологичная медицинская помощь по государственным квотам. Более того, такие операции выполняются не только в университетских клиниках, но и в федеральных центрах, где также наработан опыт восстановления костей после перенесенного заболевания — подтвердил Игорь Решетов. — Я сообщу еще одну важную для всех информацию. Сейчас в мире растет не только количество тромбозов, но и разрушение костей. Причины этого явления опять же мультифакторные. Основной фактор – прием препаратов, которые нарушают микроциркуляцию, и при этом начинают страдать кости лица. Фактически это новая, ранее неизвестная человечеству болезнь цивилизации».




Ссылка на публикацию: kiz.ru