В Сеченовском Университете разработали алгоритм, который позволит оказывать помощь тяжелым больным в кратчайшие сроки
24 января 2023

врач.jpgВрачи Университетской клинической больницы № 3 (УКБ № 3) Сеченовского Университета создали доступный и бюджетный алгоритм для быстрого оказания медицинской помощи тяжелым больным, которым требуется перевод в другое отделение — речь идет об учреждениях децентрализованного типа. Этот способ коммуникации позволит медикам сократить цепочку действий, избавиться от лишних звонков и в кратчайшие сроки, не привлекая посторонний персонал, доставить пациента к узкому специалисту. 

Суть алгоритма — в повышении эффективности коммуникаций между медиками, когда нужный больному врач находится в другом корпусе. Он предназначен для критических ситуаций, требующих непрофильной экстренной помощи — например, если у пациента травматологии случился инсульт или пациент кардиологии получил травму. Сотрудники УКБ № 3 изучили подобные нестандартные ситуации и предложили свой план действий. 

Проект, разработанный врачами Сеченовского Университета, включает несколько составляющих. Прежде всего, авторы делают ставку на скорость принятия решений. Для этого они предлагают обеспечить дежурную бригаду служебным рабочим смартфоном (или комплектом смартфон + «умные часы»), куда будут заранее предустановлены телефонные номера узких специалистов всех подразделений Клинического центра, Центрального приемного покоя и гаража. Кроме терапевтов в списке будут сосудистый хирург, отоларинголог, травматолог, уролог, гинеколог, эндокринолог, колопроктолог, невролог, нейрохирург, психиатр, челюстно-лицевой хирург и кардиолог. 

По словам заведующей отделением профпатологии и пульмонологии УКБ № 3 Виктории Шоломовой, подобное нововведение позволит отправить больного к профильному специалисту с помощью одного звонка. В УКБ № 3 уже начали вводить эту практику. При этом в большинстве клиник, чтобы отправить экстренного больного к узкому специалисту, медикам сейчас приходится делать по четыре-пять звонков и терять время на каждом этапе. 

Еще одна составная часть нового проекта — наручный браслет для дежурной медсестры, который будет передавать ей сигнал с пациентской кнопки вызова. В этом случае можно узнать об ухудшении здоровья пациента, находясь в любой точке отделения: медсестра увидит на браслете номер палаты и поспешит к больному. При необходимости она может таким же образом, с помощью сигнального браслета, срочно вызвать к пациенту врача.

Кроме того, авторы проекта предлагают для улучшения коммуникации между сотрудниками ввести передачу информации по системе безопасности SBAR. Она включает четыре этапа: S (Situation), когда звонящий специалист представляется, называет ФИО пациента, объясняет ситуацию и причину звонка; B (Background) — сообщает его диагноз и назначенные препараты; A (Assessment) – говорит свои предположения и опасения; R (Recommendation) – на этой стадии идет обмен результатом обследований и обсуждение дальнейшего лечения. 

Планируют, что техника общения SBAR вместе с алгоритмом действий будет напечатана на блокноте дежурной бригады в виде памятки. На отрывных листах блокнота медики будут оперативно фиксировать информацию, чтобы в дальнейшем вклеить их в историю болезни.

Польза от проекта должна быть внушительной: алгоритм повысит эффективность коммуникаций между медиками и качество медпомощи. Как отметила Виктория Шоломова, «Наш проект не требует больших вложений. В то же время четкий алгоритм действий спасет медиков от так называемого «человеческого фактора», сократит время до момента оказания медпомощи больному, даже несмотря на расстояние между подразделениями, и увеличит выживаемость пациентов».

Сейчас Сеченовский Университет внедряет стандарты качества, разработанные Международной объединенной комиссией (JCI). Международные цели по обеспечению безопасности пациентов (IPSG) включают шесть пунктов: правильную идентификацию пациентов, точную передачу хирургической информации, контроль за применением препаратов повышенного риска, безопасную хирургию, снижение риска инфекций (гигиену рук), профилактику падений.

Осенью прошлого года в рамках Всемирного дня безопасности пациентов в Университете прошел конкурс «Сеченовцы за безопасность». Проект по повышению коммуникации дежурной службы, разработанный сотрудниками УКБ № 3, стал одним из его лауреатов.