Госдума отправила предложения Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов в Правительство

В пятницу, 26 ноября, Госдума РФ направила в Правительство рекомендации по совершенствованию системы высшего образования в России. Многостраничный документ был подготовлен по итогам больших парламентских слушаний с участием представителей ведущих вузов страны. В число рекомендаций вошли и предложения Совета ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений под руководством ректора Сеченовского Университета Петра Глыбочко.

Напомним, парламентские слушания по вопросам развития системы высшего образования в РФ прошли в Госдуме летом текущего года под председательством спикера Вячеслава Володина. В дискуссии приняли участие ректоры и преподаватели ведущих российских вузов, представители студенческого сообщества, работодателей, региональных органов власти, эксперты и лидеры парламентских фракций.

По итогам парламентских слушаний был сформирован пакет предложений по реформированию системы высшего образования, который Госдума РФ в минувшую пятницу направила в Правительство. В их числе – несколько важных инициатив, предложенных Советом ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений.

Первая касается системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации врачей. По словам ректора Сеченовского Университета Петра Глыбочко, нынешняя система лицензирования позволяет любому юрлицу с лицензией на образовательную деятельность выдавать сертификаты о переподготовке врачей, и этим нередко злоупотребляют. «Есть фирмы-однодневки, которые зачастую просто выдают сертификаты без должной системы подготовки», — говорит ректор Сеченовки.

Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений предлагает передать полномочия по лицензированию дополнительных профессиональных программ медицинского образования федеральным органам государственной власти в сфере образования, а заниматься этой деятельностью разрешить только образовательным организациям, имеющим федеральную лицензию по программам среднего профессионального и высшего образования.

Вторая инициатива Совета – исключить из федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» понятие «медицинская услуга», заменив его понятием «медицинская помощь». Госдума рекомендовала Минздраву подготовить проект федерального закона, предусматривающий исключение понятия «услуга» из упомянутого выше закона.  

По мнению Петра Глыбочко, в современном обществе произошло необоснованное смешение понятий «медицинская помощь» и «медицинская услуга». «Безусловно, они пересекаются, но имеют разное содержание. Медицина всегда была и будет служением, а не сферой услуг. Тем более, что в новой, пациент-ориентированной модели здравоохранения, пациенты призваны стать активными участниками лечебного процесса. Основы взаимодействия врача и пациента – прогноз, профилактика, персонализация, партнерство. Понятие «медицинская помощь», в новой парадигме здравоохранения, существенно шире, чем «медицинская услуга». Смешение этих понятий ведет к принижению роли врача в социуме и вызывает недоумение пациентов», - говорит глава Сеченовки, подчеркивая, что еще Н.В. Склифосовский говорил: «В общем строе современной жизни врач составляет одно из существенных и необходимых звеньев, и нельзя себе представить стройной жизни государства вне теснейшей связи с врачебным сословием».

«Врач – основа жизни государства, общества, здравоохранения, а не обслуга – давайте прямо об этом говорить и править понятия, если это необходимо», - предлагает академик.

В направленных Правительству рекомендациях нашли отражение и другие инициативы Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов. Например – о необходимости усилить связь между вузами и наукой, а также вузами и реальным сектором экономики (подготовка и трудоустройство специалистов по направлению «Школьная медицина», а также подготовка медицинских инженеров в рамках направлений «Медицинская биофизика» и «Медицинская биокибернетика», в которых Россия испытывает сегодня дефицит).

Ряд предложений, вошедших в итоговое постановление Госдумы, перекликаются и с еще одной инициативой Совета ректоров медицинских вузов России — необходимостью создания Федерального научно-методического центра непрерывного образования профессорско-преподавательского состава.

«За последние годы нам удалось сформировать национальную систему медицинского образования, которая строится на принципах преемственности «школа — университет — клиника», — отмечает ректор Сеченовского Университета Петр Глыбочко. — Созданная система хорошо себя зарекомендовала и масштабируется на всю страну. Однако, чтобы совершенствоваться дальше, нам уже сейчас нужно решать те вопросы, которые были озвучены на парламентских слушаниях. И я благодарен председателю Государственной думы Вячеславу Викторовичу Володину за инициирование столь масштабного обсуждения в стенах парламента темы развития системы высшего образования в России».

Первый отчет Правительства о ходе реализации предложений, содержащихся в рекомендациях парламентских слушаний, Госдума планирует заслушать уже в период весенней сессии 2023 года.