Поучаствуй в Большой науке: студентам Сеченовского Университета рассказали, как стать выпускником нового типа — исследователем или предпринимателем
Поучаствуй в Большой науке: студентам Сеченовского Университета рассказали, как стать выпускником нового типа — исследователем или предпринимателем

Клеточные технологии, генетические продукты, совместная работа с учеными и крупнейшими партнерами Первого МГМУ, получение грантов, создание стартапа и вывод своей разработки на рынок — это лишь часть программы, которая предстоит участникам проекта «Индивидуальные образовательные траектории» (ИОТ). В этом учебном году она примет студентов во второй раз — всего на треки будет отобрано 160 человек. На дне открытых дверей обучающиеся 1—4-го курса Института клинической медицины им. Н. В. Склифосовского узнали, как пройти отбор по конкурсу, как построено обучение и какие новые горизонты профессионального развития оно открывает.

В Сеченовском Университете продолжается реализация уникального образовательного проекта — «Индивидуальные образовательные траектории: исследовательский и предпринимательский треки». Он реализуется в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», а обучение по ним впервые стартовало 1 сентября 2023 года. Цель проекта — подготовить выпускников нового типа, которые с первых курсов будут погружаться в исследовательскую деятельность, создавать передовые технологии в биомедицине и выводить их на рынок. 

Для потенциальных участников проекта прошел день открытых дверей, он состоялся в Культурном центре Сеченовского Университета. Студентам 1—4-х курсов специальности «Лечебное дело» подробно рассказали, что из себя представляет образовательная модель ИОТ. По словам организаторов, в этом учебном году в проект будут набирать самых мотивированных студентов — по 20 человек с каждого курса на исследовательский и предпринимательский треки, но это не означает, что участник ИОТа лишится анатомии и стандартных клинических дисциплин. 

«При разработке образовательной модели ИОТ мы старались максимально бесшовно интегрировать ее в уже существующий в Университете образовательный процесс, — рассказала Екатерина Волчкова, руководитель проекта ИОТ. — В рамках треков студенты будут самостоятельно формировать академические группы до 10 человек, что позволит создать необходимый микроклимат для появления синергии. Учебный год студентов треков ИОТ будет состоять из основной образовательной программы, которую они должны освоить наравне с остальными, и дисциплин треков — в среднем по 1-2 в каждом семестре, — а также различных курсов ДПО».

В рамках ИОТ у студентов должны сформироваться компетенции — исследовательские или предпринимательские, в том числе междисциплинарные, что даст возможность привлекать их к проектной деятельности, к созданию НИР и НИОКР. По словам организаторов, уникальная образовательная модель откроет перед студентами новые возможности для профессионального роста. Важно, что участники смогут вернуться на основную образовательную программу, если новая модель им не подойдет. 

Как отметила директор ИКМ им. Н. В. Склифосовского, д.м.н., профессор Беатриса Волель, фактически образовательный учебный процесс будет проходить в проектных командах. «Мы хотим набрать самых мотивированных студентов. Те, кто пройдет два года по программе ИОТ, получат преференции для участия в исследовательских проектах, клинических исследовательских группах, стажировках, для поступления в ординатуру и в аспирантуру, — подчеркнула профессор. — Мы ожидаем от вас активного участия. Чем раньше вы определитесь, тем лучше, потому что свою профессиональную траекторию надо начинать выстраивать с самых младших курсов. Мотивированным студентам, которые интересуются наукой или проектами, стартапами, очень важно оказаться в кругу единомышленников, среди себе подобных, так как лучшие должны быть с лучшими».  

Претендовать на треки ИОТ могут студенты очной формы обучения 2—5-х курсов специалитета, которые не имеют задолженностей и чей средний балл успеваемости не ниже 4.0. Отбор проходит на конкурсной основе, в которой учитывается мотивационное письмо и портфолио достижений студента, а в конце года пройдет итоговая аттестация. Успешно прошедшие программу в течение двух лет получат 20 баллов дополнительно для поступления в ординатуру и 100 — в аспирантуру.

Чтобы студентам было легче определиться с профессиональной траекторией, Сеченовский Университет подготовил для них комплекс мероприятий. Это финал медицинского марафона «МедСтарт-2024» в конце мая, индивидуальное консультирование студентов в июне, отбор на треки в июле. Официальная церемония открытия ИОТ пройдет в сентябре.

«Перед вами открывается уникальная возможность, — подчеркнул заместитель директора ИКМ им. Н. В. Склифосовского по научно-организационной работе, заведующий кафедрой терапии ИПО, профессор, д.м.н. Чавдар Павлов. — Вы сможете публиковать научные статьи в журналах, входящих в перечень ВАК. Вы будете хорошо понимать, как оценивать безопасность лекарственных препаратов, что такое дизайн современных клинических исследований. Вы станете бесценными специалистами, которых будут охотно приглашать наши компании-партнеры, в том числе фармкомпании, потому что вы сможете предложить им наиболее эффективные решения для бизнеса».

Программы обучения для треков ИОТ были созданы совместно с компаниями — партнерами Первого МГМУ. В них входят обязательные дисциплины, такие как «Основы клеточной и генной терапии» и «Телемедицинские сервисы», и дополнительные — по построению бренда биомедтех-проектов и привлечению грантов.

О проектах НТПБ в рамках СП-1 («Биодизайн») рассказала Лира Ишкильдина — заместитель директора Департамента передовых исследований и разработок. По ее словам, студенты смогут поучаствовать в Большой науке Сеченовского Университета: от моделирования клеточных процессов до запуска биореакторов на МКС. В НТПБ для реализации молодежи все готово — это современная инфраструктура, виварий, хайтек-оборудование, в том числе микроскопы и биопринтеры, создана биофабрика. Сейчас в центре исследовательской повестки Парка — мегапроект «Орган-на-заказ».

Директор Департамента управления проектами трансформации в трансляционных исследованиях Оксана Евсеева, в свою очередь, осветила возможности студентов в рамках СП-2 («Трансляционные исследования в медицине и фармацевтике»). По ее мнению, на сегодня задачей-вызовом является доведение результата исследовательской деятельности Университета до вывода продуктов на рынок.

Как запустить первый стартап, как получить грант, как найти идеи для новых продуктов, как стать предпринимателем — о возможностях предпринимательского трека, акселератора Sechenov Tech рассказала заместитель директора Центра индустриальных технологий и предпринимательства, к.и.н. Алла Панченко. Она же анонсировала мероприятия, запланированные на осенний семестр этого учебного года.

В завершение собравшиеся узнали о тонкостях новой модели образования от первого лица — перед ними выступили обучающиеся, которые уже строят свою карьеру в рамках ИОТ, ездят на стажировки и разрабатывают свои продукты. Это студент 3-го курса, врач-исследователь Михаил Пчелинцев (исследовательский трек), студентка 5-го курса, врач-исследователь Лейля Жарашуева (предпринимательский трек) и студент 6-го курса направления «Персонализированная медицина» Марк Габриянчик (предпринимательский трек).

Фотоотчёт