Из истории эпидемий

14.07.2020
Из истории эпидемий

Самая крупная эпидемия XVII века


В царствование Алексея Михайловича Романова (1629–1676), прозванного Тишайшим, летом 1654 года в Москве стали появляться и быстро распространяться случаи страшной «прилипчивой болезни», которая в считанные дни заканчивалась смертью.

Для предотвращения распространения этой заразы в войсках, где находился и сам царь Алексей Михайлович по причине войны за Новороссию, Патриарх Никон (1605–1681) распорядился сделать ряд упреждающих мероприятий: ограждение заражённых мест заставами и засеками с введением строгих (вплоть до смертной казни) наказаний за ослушание; разведение кострищ на дорогах для очищения воздуха. С целью обеззараживания денег для выплаты жалованья стрельцам, Алексей Михайлович принял смелую и эффективную меру – отмывание денег в прямом смысле: серебряные монеты обрабатывали мылом, щелоком и хорошо промывали. Эта мера оказалась эффективна и в царском войске никто не заразился.

Для Москвы последовали следующие указания: вокруг города выставить заставы; заложить кирпичом царские кдадовые; ограничить вход в Кремль, оставив лишь одну калитку на Боровицком мосту; оградить как заразных больных, так и целые дворы, улицы и даже слободы вместе со всей утварью и скотом.

Оставшиеся на управлении в Москве бояре князья М.П. Пронский и И.В. Хилков докладывают царю: «В Московских слободах помирают многие люди скорою смертию, и в домашних наших тоже учинилось, и мы, холопи твои, покинув домишки свои, живём в огородех». Было и такое сообщение: «Приказы заперты, дьяки и подьячие умерли, и все бегут из Москвы». Вскоре М.П. Пронский и И.В. Хилков сами стали жертвами этой смертоносной болезни.

Алексей Михайлович постоянно интересовался состоянием дел в городе и приказывал доставлять правдивые сведения о «моровом поветрии»: «Не опасая нашего государева здоровья и без ума пишите не подлинно! Пригоже было бы вам и оженедель про смертоносную язву, также что и в царствующем граде Москве делаетца писать!»