Воспоминания о Великой Отечественной войне

25.04.2018
Воспоминания о Великой Отечественной войне    хирурга Раздьяконова Аркадия Михайловича, выпускника 1-го ММИ 1934 г.



"...5 июля госпиталь погрузили в вагоны и повезли в сторону станции Вязьма, где и разгрузились. Разместились уже в готовых землянках и блиндажах. Вышел из блиндажа, чтобы осмотреться, удалился в сторону метров на 150-200. Солнце на юге, небо слегка покрыто перистыми облаками. Слышу – гул самолётов, видно плохо. Бегу к блиндажу и смотрю вверх. От самолёта отделились блестящие на солнце предметы. Догадываюсь: бомбы! Понимаю, что добежать до блиндажа не успею, падаю в траву, прижимаюсь к земле. И в это время раздаются один за другим сильные взрывы. Земля и дым повисли в воздухе. Самолёты ушли. Поднимаюсь и глазам своим не верю: блиндаж, к которому я спешил, разрушен, слышны крики и стоны. А там мои товарищи – врачи и медицинские сёстры. Все погибли… Так началась для меня война.

…В следующие дни мы отступали с хозяйственным взводом – 10-12 повозок, гружённые продуктами питания и другими хозяйственными принадлежностями. Это было в июле 1942 г. Поля покрыты урожаем, рожь почти в рост человека. Пешком идти трудно, а тут задача сохранить груз и людей, а если появятся раненые – грузить на повозки. ..очень устали, но двигаться надо, позади немцы. Вышли на шоссе. Ни повозок, ни отступающих солдат – никого не видно. Жутковато! Идём на восток. Вдруг появилась машина-полуторка, догоняет. Из кабины выглянул лейтенант, в недоумении спрашивает: «Как вы сюда попали – здесь наших частей нет – ушли рано утром». Это была последняя машина, которая минировала мосты, переезды, узкие проходы. Всё нам стало ясно – мы последние, отступающие по этому шоссе, замыкаем дивизию, а может, и 28-ю армию Юго-Западного фронта. «Садитесь в кузов на ящики, - предложил лейтенант. – Это мины, но это лучше, чем попасть в плен. Мины наши, родные. Не подведут, взрываться под вами не станут».
Дорогой останавливались для минирования отдельных участков. При появлении самолётов все выходили из машины и располагались вдалеке. Доехали до места сбора с «комфортом». Командир МСБ Безуглов встретил довольный нашим возвращением: «А мы уж думали тут, что вы к немцам попали».
…Успешное наступление наших армий на территории Германии продолжалось. Однажды на пути наступления встретили старинный замок, стоящий на крутом берегу реки Одер. Вокруг каменные стены и мощные ворота с металлической фигурной решёткой и замысловатыми фигурами. Решили развернуть медсанбат в этом здании. Потом узнали, что это родовое имение фельдмаршала Паулюса. Он пришёл в Сталинград, а 75-я стрелковая дивизия сделала ответный визит в его имение.
17 апреля утром форсировали Одер. Наступление продолжалось. Вскоре вышли к окрестностям Берлина. После взятия Берлина дивизия продолжила своё движение севернее, в города Нейруппин, Нейштадт. Через несколько дней она направилась на юго-запад и ненадолго остановилась на берегу реки Эльбы. Здесь была встреча с американцами – пели, танцевали, обедали, угощали американцев русской водкой. Я сделал несколько фотокадров этой встречи. Встречи 9 мая 1945 года."