На кафедре управления и экономики фармации реализуются про-граммы послевузовского образования:
• по специальности «Управление и экономика фармации» (ординатура);
• по специальности 14.04.03 «Организация фармацевтического дела» (аспирантура, докторантура).
Специфика обучения в интернатуре и ординатуре по специальности «Управление и экономика фармации» определяется динамикой институциональной среды, управленческих и экономических процессов, происходящих в отрасли, а также информационных потребностей слушателей.
По окончании обучения в соответствии с требованиями Квалификационной характеристики проводится итоговая аттестация слушателей в форме экзамена.
Экзамен включает два этапа:
1- тестовый контроль знаний слушателей (проводится с использованием разработан¬ных на кафедре экзаменационных тестов в письменной форме) в объеме 100 вопросов;
2- контроль когнитивной и технической компетентности (практических навыков и умений) осуществляется на основании выполнения промежуточ-ных проектов, выполняемых в малых группах в процессе обучения и итогового индивидуального проекта;
Темы проектов индивидуально согласовывались с каждым слушателем, исходя из поиска баланса между государственными требованиями, проблемной областью изучаемых, в соответствии с учебным планом, дисциплин и индивидуальными векторами исследовательской деятельности слушателя.
Динамика количества слушателей в интернатуре и с 2016 г. ординатуре кафедры представлена в таблице 1.
Основные показатели |
2013г. инт. |
2014 г. инт. |
2015 г. инт. |
2016 г. орд. |
2017 г. орд. |
2018 г. орд. |
|
Количество интернов ординаторы, из них по договорам |
66 (3) |
30 (4) |
44 (1) |
1 (100) |
7 (100) |
13 (5) |
|
Учебно-тематический план обучения по программе послевузовского профессионального обучения, утвержденный в 2009 г. для очно-заочной формы обновлен и утвержден в 2017 г. уже с учетом содержания дисциплины «Управление и экономика фармации» в новом ФГОС и пониманием, что послевузовское образование – это новый образовательный уровень. Основной ориентир – стратегический менеджмент, бизнес-планирование, налоговое планирование, управление продажами.
В процесс обучения внедрены инновационные формы обучения – имитационное моделирование, интерактивные семинары, работа в малых группах, управление проектами.
В качестве методического обеспечения используется официальная документация нормативно-правового характера, актуализация проводится с использованием Интернет-ресурса Консультант-Плюс, комплект мультимедийных презентаций; учебные пособия, подготовленные сотрудниками кафедры и коллегами: «Управление продажами товаров аптечного ассортимента», «Стандартизация и обеспечение качества лекарственных средств», «Налоги и налоговый менеджмент в системе управления экономикой фармацевтической организации». «Конкурентоспособность фармацевтических организаций в условиях рынка», «Фармацевтический маркетинг». Активно используется Интернет-ресурс.
Формула специальности 14.04.03 – организация фармацевтического дела:
Организация фармацевтического дела – специальность, занимающаяся совершенствованием организации фармацевтического дела, включая маркетинговые исследования, рациональный фармацевтический менеджмент, многофакторный анализ и научное прогнозирование экономических явлений, теория управления, санитарно-гигиенические, математико-статистические, информационные, фармакоэкономические методы.
Области исследований:
1. Исследование особенностей маркетинга и менеджмента при осу-ществлении фармацевтической деятельности.
2. Изучение особенностей организации лекарственного обеспечения населения в условиях ОМС и рынка.
3. Анализ рынка лекарственных средств.
4. Разработка методических основ государственного регулирования и саморегуляции в сфере обращения лекарственных средств.
5. Разработка основ проектирования аптечных организаций, в том числе аптечных учреждений здравоохранения и предприятий оптовой торговли.
6. Разработка новых информационных технологий в фармации.
7. Исследование проблем профессиональной подготовки и рационального использования фармацевтических кадров.
8. Изучение социально-психологических проблем профессиональной адаптации специалистов к условиям фармацевтического рынка.
9. Разработка основ охраны профессионального здоровья работников, занятых фармацевтической деятельностью.
10. Разработка проблем фармакоэкономики.