Тематические планы по пропедевтики внутренних болезней

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра пропедевтики внутренних болезней Института клинической медицины Н.В.Склифосовского

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

для студентов 3 курса лечебного факультета

на осенний семестр 2019/2020 учебного года

1-2. Заболевания органов пищеварения. Боли в животе: висцеральные, париетальные, отраженные. Инструментальные методы исследования органов пищеварения. Основные симптомы и синдромы при заболеваниях верхних отделов (пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка) желудочно-кишечного тракта.

3. Основные синдромы при заболеваниях тонкой и толстой кишки: нарушение всасывания (мальабсорбция), нарушение кишечного пищеварения, синдром раздраженного кишечника, острого кишечного кровотечения. Лабораторно-инструментальные методы исследования при заболеваниях тонкой и толстой кишки

4-5. Основные симптомы и синдромы при заболеваниях печени: гепатолиенальный, гипербилирубинемии, холестаза, портальной гипертензии, печеночно-клеточной недостаточности. Характеристика основных биохимических синдромов.

6. Основные симптомы и синдромы при заболеваниях желчевыводящей системы (холециститах, желчно-каменной болезни). Современные методы лабораторно-инструментальной диагностики этих заболеваний. Основные симптомы и синдромы при заболеваниях поджелудочной железы. Методы диагностики.

7. Основные симптомы и синдромы при заболеваниях почек: нарушение диуреза, отёки, почечная эклампсия, почечная артериальная гипертензия, нефротический и нефритический синдром, синдромы острой и хронической почечной недостаточности.

8. Симптоматология и методы диагностики заболеваний крови и кроветворных органов. Основные синдромы при анемиях, геморрагических диатезах и опухолевых заболеваниях крови.

9. Основные симптомы и синдромы при заболеваниях эндокринной системы: симптоматология и диагностика заболеваний щитовидной железы (гипо- и гиперфункция), современные лабораторно-инструментальные методы исследования. Синдромы: гипо- и гипергликемии, современные лабораторно-инструментальные методы диагностики.

Заведующий кафедрой

академик РАН, профессор                                                                                              Ивашкин В.Т.

  Зав. учебной частью

    доцент                                                                                                                           Лещенко В.И.

 

Федеральное государственное автономно образовательное учреждение высшего образования

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра пропедевтики внутренних болезней лечебного факультета

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ для студентов 3 курса Института клинической медицины имени Н.В.Склифосовского

на осенний семестр 2019/2020 учебного года

1-2 Повторение методов исследования органов и сердечно-сосудистой системы.

3. Расспрос больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Общий осмотр больных с заболеваниями органов пищеварения, осмотр и перкуссия живота.

4-5. Пальпация органов брюшной полости. Проведение поверхностной и глубокой пальпации по методу В.П. Образцова и Н.Д. Стражеско. Курация больных.

6-7. Перкуссия печени: определение верхней, нижней границы и размеров печени. Перкуссия селезёнки: определение расположения, размеров поперечника и длинника. Пальпация печени и селезёнки. Курация больных

8-9. Зачётное занятие по теме «Исследование органов пищеварения»: проверка практических навыков (КР № 8)

10. Рентгенологические, эндоскопические и ультразвуковые методы исследования в клинике внутренних болезней, их диагностические возможности.

10. Диагностическое значение копрологического исследования. Копрологические синдромы: недостаточность переваривания в желудке, нарушение панкреатического переваривания, поступления желчи в кишечник, всасывания в толстой кишке

11. Проведение исследования больного, страдающего язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки: опрос, общий осмотр, перкуссия и пальпация живота. Оценка данных дополнительных методов исследования (рентгенологического, эндоскопического, лабораторного) для диагностики.

12. Проведение расспроса, общего осмотра, перкуссии и пальпации живота у больных с заболеваниями желчного пузыря (холециститами, желчнокаменной болезнью). Оценка данных дополнительных методов исследования (рентгенологического, лабораторных и других инструментальных методов).

13. Исследование больных при заболеваниях поджелудочной железы. Оценка данных дополнительных методов исследования (рентгенологического, лабораторных и других инструментальных методов).

14. Исследование больных с синдромом гипербилирубинемии. Проведение расспроса, осмотра больных с надпечёночной, печёночной и подпечёночной желтухой. Разбор данных лабораторных исследований (крови, мочи, кала) при желтухах различного типа.

15-17. Исследование больных с синдромами: портальной гипертензии, гепатолиенальным, печёночной недостаточности (проведение расспроса, общего осмотра, исследования живота) при хронических гепатитах и циррозах печени. Оценка данных дополнительных методов исследования (инструментальных и лабораторных).

18. Исследование больных при заболеваниях тонкой и толстой кишки.

19-20. Зачётное занятие по теме «Исследование органов пищеварения»: тестовый контроль, решение клинических задач (КР № 9).

21-22. Исследование больных с синдромами заболеваний почек: нарушение диуреза, почечной гипертонии, почечного нейроретинита, эклампсии, уремии, нефротического, нефритического (при остром и хроническом гломерулонефрите, пиелонефрите, мочекаменном болезни). Проведение расспроса, общего осмотра больного, исследование почек. Оценка данных   инструментальных исследований.

23. Общий анализ мочи. Диагностическое значение изучения физических свойств мочи. Проба Зимницкого. Диагностическое значение симптома протеинурии, глюкозурии, кетонурии, билирубинурии. Микроскопия мочевого осадка. Методы исследования мочи: по Нечипоренко, проба 3-х сосудов. Мочевые синдромы: нефритический, нефротический.

24. Зачётное занятие. Тестовый контроль по системам: мочевыделительной, решение клинических задач (КР № 10).

25. Исследование больных с синдромом анемии (постгеморрагическая, железодефицитная, В-12 -фолиеводефицитная анемии). Проведение расспроса, общего осмотра больного, исследование селезёнки.

26. Диагностическое значение исследования морфологии периферической крови. Лейкоцитозы, лейкопении. Синдром воспаления, картина крови при анемиях (при дефиците железа и витамина В-12) и при лейкозах.

27. Исследование больных с миелопролиферативным (миелолейкоз) и лимфопролиферативным (лимфолейкоз) синдромами. Проведение расспроса, общего осмотра, исследование селезёнки.

28. Исследование больных с заболеваниями щитовидной железы (при диффузном и узловом токсическом зобе, при микседеме). Проведение расспроса, общего осмотра, исследование щитовидной железы. Оценка данных дополнительных методов исследования (инструментальных и лабораторных).

29. Исследование больных с сахарным диабетом. Проведение расспроса, общего осмотра, исследование по системам. Оценка данных лабораторных исследований (крови и мочи).

30. Зачётное занятие по системам: крови и эндокринной: тестовый контроль, решение клинических задач (КР № 11).

31-33. Итоговая курация больных. Написание и защита истории болезни.

34-35. Зачёт.

Заведующий кафедрой

академик РАН, профессор                                                                                                 Ивашкин В.Т.                                                                


Зав. учебной частью

       доцент                                                                                                                           Лещенко В.И.