РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовки к сдаче кандидатского экзамена по специальности Патологическая анатомия

1.      Введение

             Патологическая анатомия – специальность, на современном этапе занимающаяся решением проблем теории (общая и частная патология человека и животных) и практики (диагноз, эффективность лечения, прогноз заболевания, ятрогении и др.) медицины.

             Специальность 14.03.02 – «Патологическая анатомия» направлена на подготовку научных и научно-педагогических кадров, а также высококвалифицированных специалистов-практиков, способствующих решению современных проблем медицины, обладающих научным структурно-функциональным подходом в анализе жизнедеятельности организма человека в норме и при патологии. «Патологическая анатомия» является обязательной дисциплиной и составляющей образовательной программы подготовки аспирантов по научной специальности 14.03.02 – «Патологическая анатомия». Итогом освоения программы дисциплины специальности является кандидатский экзамен по специальности.

2.      Цель кандидатского экзамена

             Цель экзамена – установить уровень профессиональных знаний соискателя ученой степени, уровень подготовленности к самостоятельной научно-исследовательской работе. Сдача кандидатских экзаменов обязательна для присуждения ученой степени кандидата наук.

3.      Форма проведения кандидатского экзамена

Кандидатский экзамен по специальности проводится в форме собеседования по вопросам экзаменационного билета, включающего 3 вопроса:

- 1, 2 вопросы касаются базовых знаний дисциплины специальности,

- 3 вопрос посвящён научно-квалификационной работе аспиранта.

4.      Требования к результатам освоения дисциплины специальности

№ п/п

В результате изучения дисциплины специальности аспиранты должны

Оценочные средства

1

Знать:

- задачи научных исследований по направлению деятельности, базовые принципы и методы их организации;

- основные современные тенденции в области фундаментальной медицины, их роль в решении современных проблем человечества;

- возможные сферы и направления профессиональной самореализации;

- приемы и технологии достижения профессиональной цели;

- пути повышения уровней профессионального и личного развития;

- фундаментальные основы профильных дисциплин;

- способы представления и методы передачи информации по результатам исследований и их сравнительной оценки для различных контингентов слушателей;

- теоретические основы информатики, сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование, распространение информации в медицинских и биологических системах;

- использование информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении;

- методы и приемы философского познания проблем; формы и методы научного познания, их эволюции;

- принципы ведения дискуссий в условиях плюрализма мнений и основные способы решения конфликтов;

- физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровне;

- основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов;

- функциональные особенности тканевых элементов, методы их исследования;

- строение, топографию и развитие клеток, тканей, органов и систем организма во взаимодействии с их функцией в норме и патологии, особенности организменного и популяционного уровней организации жизни;

- основы общей и частной патологической анатомии – морфо- и патогенез патологических процессов, их осложнения и исходы, макро- и микроскопическую характеристику патологических изменений.

Контрольные вопросы

2

Уметь:

- составлять общий план работы по заданной теме, предлагать методы исследования и способы обработки результатов;

- осуществлять отбор материала, характеризующего достижения науки с учетом специфики направления подготовки;

- работать на лабораторном оборудовании в соответствии с тематикой научно-исследовательской работы;

- составлять план работы по заданной теме, использовать методы математического планирования научных исследований, анализировать получаемые результаты;

- формулировать обоснованные выводы на основании критического анализа научных данных;

- интерпретировать результаты диагностических лабораторных исследований;

- пользоваться лабораторным оборудованием;

- реализовывать навыки клинического мышления, проводить дифференциальную диагностику заболеваний.

Контрольные вопросы

3

Владеть:

- систематическими знаниями по направлению деятельности;

- базовыми навыками проведения научно-исследовательских работ по предложенной теме;

- навыками безопасного использования лабораторного оборудования и приборов в повседневной профессиональной деятельности;

- базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные, редакторы, поиск в сети Интернет;

- навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументацией, ведение дискуссии;

- техникой патологоанатомического вскрытия, навыками макро- и микроскопической диагностики патологических процессов, формулировки патологоанатомического диагноза.

Собеседование по научно-квалификационной работе

5.      Содержание разделов кандидатского экзамена

РАЗДЕЛЫ

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

Общая патологическая анатомия

Патологические процессы: некроз, нарушение кровообращения, воспаление, компенсаторные воспалительные процессы, опухоли, дистрофии, патология клетки. Диагностические структурные изменения.

Морфология обратимого и необратимого повреждения клеток и тканей. Некроз и апоптоз. Паренхиматозые белковые и жировые дистрофии. Стромально-сосудистые дистрофии. Дезорганизация соединительной ткани.

Смешанные дистрофии. Нарушение обмена пигментов, нуклеопротеидов. Подагра. Патологическое обызвествление. Расстройства кровообращения: малокровие, артериальное и венозное полнокровие. Расстройства кровообращения: кровотечения и кровоизлияния, шок, ДВС-синдром. Расстройства кровообращения: стаз, тромбоз, эмболия, инфаркт. Острое воспаление. Морфология экссудативного воспаления. Хроническое воспаление. Гранулематозные болезни. Заболевания сосудов: артериосклероз и атеросклероз.

Патология иммунной системы

Реакции гиперчувствительности, иммунодефицитные состояния, СПИД. Патология иммунной системы: аутоиммунные болезни, амилоидоз. Процессы адаптации: гиперплазия, гипертрофия, атрофия, метаплазия.

Иммунопатология: иммунный конфликт, нарушение гомеостаза.

Неспецифический иммунный ответ. Гуморальный и клеточный ответ. Клеточный иммунитет. Иммунная память. Иммунные реакции. Поражения лимфоузлов. Вилочковая железа. Костный мозг. Периферия: лимфоузлы, селезенка, кровь, ретикуло-эндотелиальная система.

Основы канцерогенеза

Понятие опухоли. Опухоли из эпителия. Опухоли из мезенхимы, нервной и меланин-продуцирующей ткани. Рак отдельных органов: желудка, лёгкого, опухоли половых органов и молочной железы. Заболевания системы крови: анемии и лейкозы. Заболевания системы крови: лимфомы, болезнь Ходжкина. Опухоли почек. Болезни печени: циррозы печени, рак печени.

Частная патологическая анатомия

Болезни ЦНС. Болезни желез внутренней секреции. Дисгормональные и воспалительные болезни половых органов и молочных желез. Нефросклероз.

Патологическая анатомия инфекционных болезней. Болезни почек: гломерулонефриты и гломерулопатии, первичный нефротический синдром. Болезни почек: острая и хроническая почечная недостаточность, уремия. Болезни мужской половой системы. Болезни женской половой системы. Болезни эндокринной системы: сахарный диабет, болезни щитовидной железы. Туберкулёз. Инфекционные болезни: введение в инфекции, сепсис, ССВО. Детские воздушно-капельные инфекции: скарлатина, дифтерия, менингококковая инфекция. Вирусные инфекции: грипп, корь, полиомиелит, сыпной тиф. Кишечные инфекции: брюшной тиф, дизентерия, холера. Гипертоническая болезнь. Ишемическая болезнь сердца. Ревматические болезни: ревматизм, ревматоидный артрит, СКВ. Острые заболевания лёгких – пневмонии. Хронические обструктивные болезни лёгких. Хронические рестриктивные заболевания лёгких, пневмокониозы. Заболевания желудка: гастриты, язвенная болезнь. Заболевания кишечника: болезнь Крона, НЯК, аппендицит. Болезни печени и желчевыводящей системы: гепатиты.

6.      Оценочные средства

Перечень контрольных вопросов к кандидатскому экзамену по специальности:

1.      Предмет и задачи патологической анатомии.

2.      Морфология обратимого и необратимого повреждения клеток и тканей.

3.      Некроз

4.      Апоптоз.

5.      Паренхиматозые белковые и жировые дистрофии.

6.      Стромально-сосудистые дистрофии.

7.      Дезорганизация соединительной ткани.

8.      Смешанные дистрофии.

9.      Нарушение обмена пигментов, нуклеопротеидов.

10. Подагра.

11. Патологическое обызвествление.

12. Расстройства кровообращения: малокровие, артериальное и венозное полнокровие.

13. Расстройства кровообращения: кровотечения и кровоизлияния, шок, ДВС-синдром.

14. Расстройства кровообращения: стаз, тромбоз, эмболия, инфаркт.

15. Острое воспаление. Морфология экссудативного воспаления.

  1. Хроническое воспаление.
  2. Гранулематозные болезни.
  3. Болезни ЦНС.
  4. Болезни желез внутренней секреции.
  5. Дисгормональные и воспалительные болезни половых органов и молочных желез.
  6. Нефросклероз.
  7. Патологическая анатомия инфекционных болезней.
  8. Болезни почек: гломерулонефриты и гломерулопатии, первичный нефротический синдром.
  9. Болезни почек: острая и хроническая почечная недостаточность, уремия.
  10. Болезни мужской половой системы.
  11. Болезни женской половой системы.
  12. Болезни эндокринной системы: сахарный диабет, болезни щитовидной железы.
  13. Туберкулёз.
  14. Инфекционные болезни: введение в инфекции, сепсис, ССВО.
  15. Детские воздушно-капельные инфекции: скарлатина, дифтерия, менингококковая инфекция.
  16. Вирусные инфекции: грипп, корь, полиомиелит, сыпной тиф.
  17. Кишечные инфекции: брюшной тиф, дизентерия, холера.
  18. Гипертоническая болезнь.
  19. Ишемическая болезнь сердца.
  20. Ревматические болезни: ревматизм, ревматоидный артрит, СКВ.
  21. Острые заболевания лёгких – пневмонии.
  22. Хронические обструктивные болезни лёгких.
  23. Хронические рестриктивные заболевания лёгких, пневмокониозы.
  24. Заболевания желудка: гастриты, язвенная болезнь.
  25. Заболевания кишечника: болезнь Крона, НЯК, аппендицит.
  26. Болезни печени и желчевыводящей системы.
  27. Гепатиты.

Вопросы по научно-квалификационной работе аспиранта:

1.      Обоснование актуальности темы НИР

2.      Определение цели и задач НИР

3.      Выбор методов исследования для получения научных данных, соответствующих решению поставленной цели и задач

4.      Современные средства статистической обработки полученных данных

5.      Способы критической оценки полученных данных для формулировки выводов и практических рекомендаций

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы)

7.1. Перечень рекомендуемой литературы

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

на кафедре

в библиотеке

1.                 

Иван Дамианов. Секреты патологии. Перевод с англ. под ред. Коган Е.А. Москва, изд. МИА, 2006, 810с.

2.                 

М.А.Пальцев, А.Б.Пономарев, А.В.Берестова. Атлас по патологической анатомии. Москва, «Медицина», 2005, 435с.

3.                 

Основы патологии заболеваний по Роббинсу и Котрану. Перевод с англ. под ред.Коган Е.А. Москва, изд.Логосфера, 2014-2016, 1730с.

4.                 

Оформление диагноза. Г.Г.Автандилов, О.В.Зайратьянц, Л.В.Кактурский. Москва, «Медицина», 2004, 303с

5.                 

Патологическая анатомия. Атлас. В.С.Пауков, В.В.Серов, Н.Е.Ярыгин. изд. МИА, 2015, 392с

6.                 

Патологическая анатомия. Учебник в двух томах. Под.ред. В.С.Паукова. Коллектив авторов (сотрудники кафедры). Москва, ГЭОТАР-Медиа, 2015

7.                 

Патология. Курс лекций в двух томах. Коллектив авторов (сотрудники кафедры). Москва, «Медицина», 2007

8.                 

Струков А.И., Серов В.В. Патологическая анатомия. Под.ред В.С.Паукова. Москва, ГЭТАР-Медиа, 2013, 878с

9.                 

Тестовые задания по патологической анатомии в трех томах. Под ред. В.С.Паукова. Коллектив авторов (сотрудники кафедры). Москва, «Практическая медицина», 2015

10.             

Формулировка и сопоставление клинического и патологоанатомического диагнозов. О.В.Зайратьянц, Л.В.Кактурский. Москва, МИА, 2011, 570с

8. Интернет ресурсы:

1.      - Сайт научной библиотеки Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, с доступом к электронному каталогу и полнотекстовым базам данных - URL: http://vmede.org/index.php/board=19.0):

2.      http://www.sechenov.ru/eop

3.      http://rehabrus.ru/

4.      http://www.zdrav.ru

5.      образовательный портал Первого МГМУ им. И.М. Сеченова

6.      www.patolog.ru,

7.      www.pubmed.ru,

8.      www.elibrary.ru


Рабочая программа подготовки к сдаче кандидатского экзамена по специальности 14.03.02 «Патологическая анатомия» разработана кафедрой патологической анатомии лечебного факультета имени академика А.И. Струкова

Разработчики:

Заведующий кафедрой                    ____________________                  

Профессор                                        ____________________                  

Доцент                                              ____________________                  

Принята на заседании кафедры

16 марта 2017 г., протокол № 6

Заведующий кафедрой                               ___________________        

Одобрена Учебно-методическим советом по _______________________________________

_____________________________________________________________________________

«_____» ____________2017 г., протокол № _____

Председатель УМС                                      ___________________         Т.М. Литвинова

                                                                                       (подпись)                             (инициалы, фамилия)

Порядок хранения:

Оригинал -                            кафедра

Копия -                                  титул и подписной лист – Учебное управление, отдел

                                               аспирантуры и докторантуры

Электронная версия -          кафедра, Учебное управление, отдел аспирантуры и

                                               докторантуры