В Центре непрерывного профессионального образования (ЦНПО) 9 июня 2011 года завершился трехдневный тренинг для врачей, проходящих обучение по программе повышения квалификации на кафедре медико-социальной экспертизы и поликлинической терапии ФППОВ.
Тренинг был подготовлен сотрудниками ЦНПО и доцентом кафедры Гофманом Александром Михайловичем.
Активная помощь и экспертиза разработанных сценариев ситуаций была оказана со стороны Экспертного совета при ЦНПО, в частности, врачом 3-го кардиологического отделения института СП им. Н. В. Склифосовского к.м.н. Авдеевым Юрием Владимировичем.
Такой опыт взаимодействия и интеграции между ЦНПО, кафедрой и практической медицины, по оценкам обучающихся, оказался очень полезным и своевременным.
Докторам из амбулаторно-поликлинических учреждений города Москвы и Московской области сотрудниками кафедры была прочитана лекция о применении лекарственных препаратов при неотложных состояниях.
В ЦНПО при проведении практических занятий группа курсантов была разделена на несколько бригад, в составе которых они прошли последовательное обучение по четырем модулям:
004. Аускультация сердца и легких-3 часа
010. Основы СЛР первая помощь-3 часа
013. Парентеральные методы введения ЛС-3 часа
015. Учебная игра "Экстренная медицинская помощь"-3 часа
Первые три модуля совместно с вышеуказанной лекцией были предназначены для подготовки докторов к различным критическим ситуациям, которые могут произойти с пациентом прямо на приёме или при вызове на дом.
Такими ситуациями в условиях имитации профессиональной деятельности стали: острые нарушения ритма сердца, инфаркт миокарда, инсульт сосудов головного мозга, отравление лекарственными препаратами, остановка сердца, гипертонический криз, астматический приступ, анафилактический шок и др.
В ходе учебной игры был использован компьютерный тренажер - симулятор человека, виртуозно управляли которым операторы ЦНПО из специальной кабины за зеркалом.
По оценкам зарубежных коллег, которые проводят такие тренинги для своих врачей на регулярной основе, работа с манекеном помогает наладить координацию навыков, командную работу, непосредственно сразу использовать новые знания, повышая тем самым качество оказываемой медицинской помощи. Отработка навыков на тренажерах является в этих странах элементом комплекса мер по спасению жизней людей.
Тренажер наглядно демонстрирует самостоятельное дыхание с видимыми на глаз экскурсиями грудной клетки, звуковые феномены в легких, тоны сердца, кишечные шумы, человеческий голос, меняющийся диаметр глазных зрачков, синхронизирована работа сердца и пульсация на артериях, имеется возможность измерения кровяного давления и др.
С помощью конференц-связи все участники группы и преподаватель наблюдали за борьбой своих коллег за жизнь «компьютерного пациента».
После завершения отработки сценариев Гофман А.М. провел разбор всех ситуаций, в ходе которого можно было вернуться к видеозаписи выполнения, сделать акценты на показателях гемодинамики и правильном применении лекарственных препаратов.
Проблемой при организации такого обучения может стать материально-техническое оснащение. С одной стороны обеспечение учебного процесса в ЦНПО должно предусматривать обеспечение расходными материалами (ампулами, шприцами, перчатками, салфетками, батарейками к дефибриллятору и т.д.) и, с другой стороны, штатное оснащение поликлиник на местах тоже должно соответствовать требуемому для проведения всех возможных на этом этапе мероприятий по спасению жизни. Ведь общество ожидает этого от любого врача.
По нашему мнению для распространения этого опыта необходимо существование реальной системы всесторонней оценки компетентности медицинских специалистов на протяжении всей их профессиональной жизни. Такая система должна включать в себя также и оценку практической подготовки к различным ситуациям, в том числе и к редко встречаемым в каждодневной практике. Осознание того, что надо быть всегда готовым к таким ситуациям нацеливает специалиста на регулярные тренинги, которые возможны в условиях имитации профессиональной деятельности.
Еще одна трудность это наличие научно-доказательных данных об эффективности тех или иных методов вмешательств, наличие рекомендаций (стандартов) деятельности. Выполнить одну и ту же манипуляцию с различной долей успеха можно разными способами, также существуют и вариации в процессе назначения лечения, но действенная система организации имитационного обучения требует однозначного выбора способа действия. Выполнение конкретных рекомендаций дает возможность удерживать хороший средний уровень качества медицинской помощи вне зависимости от личных качеств врача. В этой связи весьма актуальными становятся данные полученные с помощью доказательной медицины. При этом недооценка роли доказательной медицины тормозит не только внедрение программ имитационного обучения, но и является одним из наиболее серьёзных препятствий на пути реформирования российской медицины, едва ли не более важное, чем нехватка денег и устаревшее оборудование. Доказательства собственных достижений и наработок, внедрение их в повсеместную практику в т.ч. и через образовательные структуры позволило бы осуществить серьезный прорыв и развитие отечественного здравоохранения, вместо того, чтобы механически заимствовать или копировать внешние проявления технического прогресса у зарубежных стран
Заинтересованность главных врачей в том, чтобы его сотрудники участвовали в таких регулярных тренингах, возникнет только при условии, если в его организации принято работать в соответствии со стандартами деятельности, а также, если возможность следовать этим стандартам обеспечивается необходимым оснащением.
Процесс создания системы такой оценки компетентности должен начинаться на добровольной основе, чтобы исключить возможность протекционизма и других злоупотреблений.
В конце все курсанты получили документ (не государственного образца), подтверждающий их участие в тренинге по программе имитационного обучения в ГОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М.Сеченова. Отзывы о проведенном мероприятии были восторженными, очень эмоциональными и приятными для организаторов.
Подводя итог проведенному мероприятию можно отметить, что особо успешными были действия таких докторов как Цыркунов Виталий Владимирович и Родионов Михаил Александрович, которые, как оказалось, имели опыт работы в условиях экстренного оказания медицинской помощи.
Хотелось бы, чтобы регулярная подготовка докторов (чаще, чем один раз в пять лет) дала обратный результат – доктора, имеющие опыт участия в таких тренингах, успешно справлялись бы с критическими ситуациями в своей практической деятельности!