Учебной частью кафедры заведует к.м.н., доцент Колаева Наталья Викторовна.

Конечной целью изучения дисциплины "Инфекционные болезни" является формирование умений, знаний, навыков, обеспечивающих соответствие выпускника квалификационной характеристике врача по специальностям "лечебное дело" 31.05.01, "педиатрия" 31.05.02, "медико-профилактическое дело" 32.05.01., "стоматология" 31.05.03.

С информацией об учебных планах по различным специальностям можно ознакомиться на Портале Университета.


В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

I . Собирать и анализировать информацию о состоянии здоровья пациента:
- целенаправленно и активно выявлять жалобы больного, собирать анамнез заболевания, эпиданамнез;
- производить осмотр и физикальное обследование пациента;
- выявлять ведущие симптомы заболевания;
- оценивать степень тяжести состояния больного;
- обосновывать план лабораторного и инструментального обследования;
- анализировать результаты бактериоскопических, бактериологических, иммунологических, иммуногенетических, аллергологических, биохимических методов исследований.

II . Владеть алгоритмом постановки клинического диагноза, назначения и обоснования лечения и профилактических мероприятий при неосложнённых формах дизентерии, пищевых токсикоинфекций, ОРВИ, гриппа, вирусных гепатитов, детских воздушно-капельных инфекций, рожи, гельминтозов.
III . Диагностировать заболевание и оказывать экстренную врачебную помощь на догоспитальном и госпитальном этапах, определять тактику медицинской помощи при неотложных состояниях:
- инфекционно-токсическом шоке;
- дегидратационном шоке;
- анафилактическом шоке;
- отёке-набухании головного мозга;
- острой дыхательной недостаточности;
- острой почечной недостаточности;
- острой печёночной недостаточности;
- острой надпочечниковой недостаточности;
- церебральной форме малярии (малярийной коме).

IV . Владеть алгоритмом постановки предварительного диагноза, обосновать направление больного в инфекционный стационар с диагностической, лечебной или противоэпидемической целями при тифо-паратифозных заболеваниях, холере, ботулизме, малярии, геморрагических лихорадках, чуме, туляремии, бруцеллёзе, лептоспирозе, сибирской язве, столбняке, бешенстве, ВИЧ-инфекции, менингококковой инфекции, орнитозе, риккетсиозах, иксодовых клещевых боррелиозах, клещевом энцефалите.

V . Решать вопросы медицинской деонтологии при общении с инфекционным больным и его родственниками.

VI . Уметь использовать в практической работе с инфекционными больными методы личной профилактики.

VII . Самостоятельно работать с учебной, справочной, научной литературой.


В результате изучения дисциплины студент должен знать:

I . Клинические симптомы и синдромы инфекционных заболеваний, их осложнений, проявления неотложных состояний с позиций патогенеза.

II . Принципы диагностики инфекционных заболеваний, их лечения и профилактики.

III . Принципы классификации инфекционных заболеваний.

IV . Показания к госпитализации и правила госпитализации инфекционных больных.

V . Правила заполнения медицинской документации при первичном выявлении инфекционного больного.
Контроль за достижением цели обучения проводится на курсовом экзамене.


Курсовой экзамен осуществляется в 3 этапа:

1. Курация больного с инфекционной патологией, написание учебной истории болезни (проводятся в течение цикла занятий в 10 семестре).

2. Централизованный тестовый контроль по всем темам курса инфекционных болезней (материал лекций, практических занятий, тем для самоподготовки). Контроль осуществляется по окончании цикла 10 семестра.

3. Собеседование с экзаменатором по двум клиническим ситуационным задачам проводится во время весенней сессии по окончании 10 семестра.


Требования к написанию тестового контроля.

Тестовый контроль включает 52 задания (50 на факультете МПФ) по материалам лекций, практических занятий и тем для самостоятельной подготовки по курсу инфекционных болезней. На каждый вопрос необходимо выбрать от 1 до 5 правильных ответов из числа пяти предложенных.

Зачёт по тестовому контролю предполагает наличие 70% правильных ответов на поставленные вопросы.


Требования к собеседованию по ситуационным задачам.

Правильный ответ по ситуационной задаче предполагает знание алгоритма диагностического поиска (см. эталоны решения задач в учебных пособиях). Студент должен назвать диагностически значимые синдромы и симптомы заболевания, выявить динамику их развития, оценить тяжесть состояния больного, определить клиническую форму и вариант течения болезни, обозначить круг дифференциально-диагностического поиска, наметить тактику ведения больного (обследование, лечебные мероприятия на догоспитальном и госпитальном этапах), обосновать свои ответы с позиций этиологии и патогенеза заболевания.


Критерии оценки устного ответа студента на экзамене.

«Отлично» - дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний при решении задачи. Знания демонстрируются на фоне междисциплинарных связей, доказательно поставлен диагноз, предложены правильные компоненты тактики лечения больного. В ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность понятий. Ответ изложен литературным языком с использованием медицинской терминологии, логичен, доказателен, демонстрирует авторскую позицию обучающегося. Могут быть допущены незначительные недочеты в определении понятий и решении задачи, исправленные обучающимся самостоятельно в процессе ответа.

«Хорошо» - дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний при решении ситуационной задачи. Знание демонстрируется на фоне междисциплинарных связей, доказательно поставлен диагноз; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность понятий. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. В ответе допущены недочеты, исправленные обучающимся с помощью уточняющих вопросов преподавателя.

«Удовлетворительно» - дан неполный ответ, логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения. Допущены грубые ошибки при решении ситуационной задачи вследствие непонимания обучающимся несущественных признаков и связей. Выводы в ответе требуют коррекции, сформулированной грубыми ошибками, устраняются обучающимся после уточняющих вопросов преподавателя. Умение раскрыть конкретные проявления обобщенных знаний не показано. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

«Неудовлетворительно» - дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме ситуационный задачи с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа, обучающегося не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.


Учебно-методический комплекс (УМК).

Студенты всех факультетов, проходящих обучение на кафедре инфекционных болезней, имеют возможность воспользоваться материалами УМК, находящимися в учебной части кафедры.


Информация о наличии специальных условий для обучения инвалидов на кафедре инфекционных болезней МПФ.

Кафедра инфекционных болезней располагается на базе ИКБ №2 г. Москвы. Среди пациентов больницы есть лица, имеющие инвалидность, в связи с этим все корпуса КИБ № 2 оснащены пандусами и грузовыми лифтами, что формирует безбарьерную среду для продвижения инвалидов, имеющих ограничения по мобильности. 

Таким образом, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013г. №582, осуществляется, в случае необходимости, свободный доступ студентов-инвалидов с ограниченной мобильностью в учебные помещения, в том числе лечебные палаты для освоения практических навыков по дисциплине "инфекционные болезни".


Документы системы менеджмента качества.

Кафедра инфекционных болезней в своей деятельности придерживается положений, представленных в «Руководстве по качеству».
Вся документация ведётся согласно шаблонам, соответствующим требованиям системы менеджмента качества ISO 9001:2008.
Уполномоченным по СМК на кафедре является доцент, к.м.н. Е.А. Немилостива