Формат непрерывного профессионального развития подразумевает поддержание высокого уровня профессиональной компетенции на протяжении всей профессиональной деятельности врача-специалиста. НПР осуществляется в форме традиционных сертификационных циклов, циклов ТУ, а также с использованием инновационных образовательных технологий, ресертификационных циклов и системы накопления кредитов в интервале между циклами подтверждения профессиональной компетенции (ресертификационные циклы – 1 раз в 5 лет). В рамках системы НПР приобретение врачом специалистом анестезиологом-реаниматологом иной базовой специальности, предусмотренной приказом №210, проводится в настоящее время только в форме клинической интернатуры и/или ординатуры.

Сертификационные ЦИКЛЫ по специальности «Анестезиология и реаниматология» проводятся для врачей анестезиологов-реаниматологов, имеющих последипломное профессиональное образование (интернатура, ординатура) и непрерывный стаж работы по данной специальности в течение последних 5-ти лет, а также при отсутствии последипломного образования стаж работы по специальности «Анестезиология и реаниматология» не менее 10 лет (согласно приказу №705 МЗ РФ от 09.12.2008).

Продолжительность циклов – 144-288 часов.

Форма обучения – очная, выездные (в т.ч. с использованием дистанционных образовательных технологий) циклы. 
По завершении сертификационного цикла выдается сертификат государственного образца по специальности «Анестезиология и реаниматология» сроком на 5 лет.

Цикл профессиональной переподготовки по специальности «Анестезиология и реаниматология» проводится согласно приказу №705 МЗ РФ от 09.12.2008 для врачей, имеющих основную специальность 060101 - Лечебное дело 060103 - Педиатрия.

Продолжительность цикла — от 500 до 1000 учебных часов.

Форма обучения — очная.

По завершении цикла профессиональной переподготовки выдается иплом государственного образца по специальности «Анестезиология и реаниматология» (для имеющих перерыв в стаже по специальности свыше 3 лет) и сертификат специалиста. 
Структура и содержание учебных программ подготовки специалистов по специальности «Анестезиология и реаниматология» полностью соответствует образовательному стандарту по данной специальности и основана на модульном принципе обучения.

В 2000 г. на кафедре разработан образовательный стандарт обучения по специальности «Анестезиология и реаниматология», дополненный и переизданный в 2002 и 2004 г. В 2009 г. начата разработка Учебно-методического комплекса по специальности «Анестезиология и реаниматология».

Учебные и учебно-тематические планы циклов по специальности «Анестезиология и реаниматология» соответствуют образовательным стандартам и утверждены учебно-методическим советом ФППОВ.

Расписание занятий циклов усовершенствования и профессиональной переподготовки полностью соответствуют Образовательному стандарту и Учебно-методическому комплексу. Расписание составляется в соответствии с учебной программой, учебными и учебно-тематическими планами.

Учебные программы по специальности «Анестезиология и реаниматология» имеют полное методическое обеспечение, включающее методические разработки лекций, семинаров, практических занятий, тестовые вопросы и клинические задачи для контроля исходного уровня знаний, текущего тематического контроля и итогового контроля. Имеются наборы учебных слайдов, компьютерные презентации, учебные видеофильмы, обучающие курсы по отдельным разделам специальности на компьютерных СD.

По каждому проводимому циклу имеется вся необходимая документация: расписание занятий, карты курсантов, табель посещаемости, индивидуальные папки курсантов и т.д. Для проведения итогового экзамена разработаны экзаменационные билеты и тестовые вопросы. 
Освоение дисциплин осуществляется через теоретический и практический курс обучения.

Теоретический курс базируется на изучении и знании фрагментов фундаментальных дисциплин, представляемых на лекциях, семинарских занятиях, при самоподготовке.

Практический курс обучения включает практические занятия, работу в операционных, курацию больных в отделениях реанимации и интенсивной терапии(в клинической ординатуре и на циклах профессиональной переподготовки), клинические разборы больных (в клинической ординатуре, на циклах профессиональной переподготовки и на сертификационных циклах).

Преподавание ведется по модульному принципу с использованием активных форм обучения (учебно-реферативная конференция, семинар – конференция, семинар - дискуссия, семинар — круглый стол).

Для зачисления на циклы усовершенствования и переподготовки необходимо предоставить следующие документы:

1. Личное заявление на имя проректора по учебной работе. 
2. Путевку на цикл (с круглой печатью лечебного учреждения и подписью руководителя). 
3. Ходатайство руководителя лечебного учреждения, не относящегося к системе Минздрава РФ, департамента здравоохранения г. Москвы или негосударственной формы собственности. 
4. Диплом об окончании высшего медицинского учебного заведения, заверенный в отделе кадров или нотариально. 
5. Копия трудовой книжки, заверенная в отделе кадров лечебного учреждения или нотариально с записью «работает в настоящее время», с датой заверения. 
6. Для сертификационного цикла — характеристику с места работы о практических навыках и умениях, с подписью главного врача и круглой печатью учреждения. 
7. Копии документов о прохождении первичной специализации (интернатуры, ординатуры), аспирантуры, циклов повышения квалификации, диплома кандидата (доктора) наук. 
8. Устав предприятия (для работающих в лечебных учреждениях негосударственных форм собственности и претендующих на бесплатное обучение).

Уровень подготовки специалистов (исходный) оценивается с помощью тестового контроля.

Проведение квалификационного экзамена для СЦ и ПП складывается из трех компонентов: 
• Итоговый тестовый контроль. 
• Практические навыки. 
• Устный квалификационный экзамен.

С 2001 г. на кафедре для дополнительного профессионального образования широко применяются дистанционные образовательные технологии.

Дистанционное обучение с современных позиций представляется как взаимодействие учителя и обучающихся, а также обучающихся между собой на расстоянии, имеющее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Неоценимым преимуществом дистанционного медицинского образования является возможность продолжения непрерывного профессионального образования, самообразования и переподготовки медицинских кадров на местах без выезда в центральные учреждения. Дистанционное образование понимается участниками процесса по-разному: одними как образование/обучение, другими – как технология. Однако существует разница между понятиями «дистанционные технологии» и «дистанционное обучение». Дистанционное образование включает в себя оба эти понятия. В мировой практике дистанционного обучения применяют следующие информационные технологии: кейс-технологии, недиалоговые формы и диалоговые формы. Кейс-технологии включают предоставление учебников и другого обучающего материала на бумажных носителях, CD, DVD и видео-носителях.

Недиалоговые формы включают пересылку изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям; проведение дискуссий и семинаров через компьютерные телекоммуникации, чаты и форумы; трансляцию учебных программ по национальной и региональным телевизионным и радиостанциям; кабельное телевидение; голосовую почту. Диалоговые формы включают двусторонние компьютерные видеоконференции с применением компьютерной сети, удаленный и мобильный Интернет, Web-технологии и IP-видеотелефонию.

Преимущества ДОТ для преподавателей определяются способностью предложить образовательные услуги широкой аудитории, с гарантированным качеством, гарантированной востребованностью, возможностью мониторировать процесс преподавания и обучения.

Преимущества для обучающегося состоят в доступности высококачественного образования, использовании богатых образовательных ресурсов, в гибкости выбора времени и места обучения с гарантией его высокого качества 
Применение ДОТ в анестезиологии имеет свои особенности. В анестезиологии, как наиболее компьютеризированной отрасли медицины, компьютер используется для мониторного контроля состояния больного, автоматизации ведения анестезиологической карты, контроля деятельности анестезиолога, его обучения и наставничества. Применение телемедицины как основы технологии дистанционного образования в операционной возможно только при наличии полного комплекса микропроцессорной следящей аппаратуры, мониторно-компьютерной системы сбора, обработки информации и автоматического ведения анестезиологической карты; компьютерной сети Intranet; компьютерной сети Internet с удаленным мониторингом параметров пациента и действий анестезиолога с применением Web-технологий; системы видеоконференцсвязи на базе сетевого компьютера с телекоммуникацией. и IP-видеотелефонии.

Анализируя существующие системы дистанционного обучения, можно прийти к выводу, что наибольшее развитие получили комплексные кейс-технологии, телевизионно-спутниковые и Интернет-(сетевые) технологии.

Для реализации дистанционного обучения необходимо наличие высокоспециализированного сложного и дорого технологического обеспечения. Более отдаленной перспективой телемедицины является задача обеспечения единого стандарта качества медицинского обслуживания в любом медицинском учреждении страны. Однако ряд препятствий еще необходимо преодолеть. В первую очередь, это проблема конфиденциальности и безопасности сети.

За истекшие 10 лет кафедрой проведены сертификационные циклы и циклы ТУ с городами Якутском, Ижевском, Челябинском, Омском, Ростовом-на-Дону, Астраханью, Ярославлем, Липецком, Тамбовом, Пензой, Чебоксарами, Тюменью.

В качестве новой формы образовательного процесса по высоко ответственной и многосложной специальности «Анестезиология и реаниматология» и в порядке личной инициативы сотрудники кафедры анестезиологии и реаниматологии ФППОВ в 2009 г. впервые в Москве открыли программу Европейского Комитета по образованию в анестезиологии. Программа организована под эгидой Всемирной Федерации обществ анестезиологов (WFSA), Комитета по европейскому анестезиологическому образованию (CEEA), Европейского общества анестезиологии (ESA), Федерации анестезиологов-реаниматологов РФ, ГОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Российского научного центра хирургии им. академика Б.В.Петровского РАМН.

Исполнители данной программы – кафедра анестезиологии и реаниматологии ФППОВ ПМГМУ им. И.М.Сеченова. Программа состоит из 6 циклов разного содержания продолжительность 3 дня каждый в режиме 2 цикла в год.

В 2009-2010 г. проведены: первый цикл «Система дыхания», второй цикл «Кровообращение», третий цикл «Неврология, локо-регионарная анестезия и терапия боли» и четвёртый цикл «Анестезия в акушерстве и педиатрии» курса лекций Европейского комитета по образованию в анестезиологии (СЕЕА). Всего на этих циклах прошли обучение 480 врачей анестезиологов-реаниматологов Москвы, МО и других регионов РФ.

Целью курса лекций Европейского комитета по образованию в анестезиологии (СЕЕА) является поддержание и улучшение стандартов анестезиологической помощи путём участия в непрерывном послевузовском профессиональном образовании анестезиологов- реаниматологов. Программа полного курса обучения основана на шести циклах, включающих учебную программу по всем разделам специальности. Циклы проводятся не реже одного раза в год. После окончания цикла и сдачи экзамена участники курса лекций получат сертификат установленного образца. Участник, прошедший шесть курсовых циклов, получает диплом СЕЕА.

Программа циклов Московского Регионального Центра согласована с Европейской Академией анестезиологии, Европейским обществом анестезиологии и Всемирной федерацией обществ анестезиологов. Курс обучения может помочь кандидатам в подготовке к сдаче экзамена на диплом Европейской академии анестезиологии, Регионарный центр СЕЕА в Москве имеет научный комитет, утвержденный правлением и президентом СЕЕА, в задачи которого входят подготовка программ циклов и выбор лекторов. В состав научного Комитета, который возглавляет зав. Кафедрой академии РАМН А.А. Бунятян, входят руководители учреждений Москвы, участвующих в реализации данной программы, а также наиболее авторитетные специалисты анестезиологи-реаниматологи Москвы, в задачу которых входит организация и проведение какой-либо из 6 программ курса. В Дирекцию Московского Центра входит также профессор Лебеденский К.М. – представитель Центра СЕЕА в РФ. К чтению лекций привлекаются иностранные специалисты (не более 2 лекторовна каждую программу), трансфер которых берёт на себя СЕЕА