Eng
Научная работа

Кафедра гигиены детей и подростков педиатрического факультета проводит подготовку научно-педагогических кадров

Аспирантура

Докторантура

Тема НИР: Динамика физического развития и состояния здоровья детей как показатель санитарного благополучия населения в современных социально-экономических условиях» (номер госрегистрации 01970007183)

Темы выполняемых диссертационных исследований:

«Гигиеническая оценка условий и технологий обучения в медицинском предуниверсарии» (аспирант Тикашкина О.В.)

«Разработка гигиенических требований к электронным учебным изданиям для детей» (аспирант Саньков С.В.)

Ответственный за аспирантов – доцент Макарова Анна Юрьевна.

Основная научная проблема, над которой кафедра работает с момента основания и продолжает ее разработку в настоящее время, – «Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков».

Исследования по данной проблеме были начаты ещё в 1929 году под руководством А.В. Молькова: изучалось физическое развитие детей Москвы и Тулы, поселка Глухово, детского населения Дагестана и Марийской АССР (Д.А. Арон, М.Д. Большакова, Г.П. Сальникова, Л.А. Сыркин и др.). Исследования проведены в этих районах страны в 1935-1946 гг. и 1938-1939 гг. было показано, что улучшение условий воспитания и быта положительно сказались на уровне физического развития детей. В послевоенные года при изучении физического развития дошкольников была выявлена зависимость развития речи от уровня физического развития ребенка (Теленчи В.И.). Дальнейшие динамические исследования физического развития и состояния здоровья детей и подростков г. Тулы (1957,1963, 1973) и г. Орла (1953, 1965, 1975) позволили доказать наличие процесса акселерации роста и развития, установить новый уровень окостенения скелета кисти у детей 8-17 лет в сравнении с 1936 и 1947 гг. (А.З. Белоусов, В.Н. Кардашенко, Е.П. Стромская, Л.П. Кондакова-Варламова, М. В. Прохорова, Н.Г. Дьячкова, и др.). В последующем была научно обоснована и разработана комплексная методика оценки физического развития индивидуума (В.Н. Кардашенко и Е.П. Стромская). В дальнейшем с 1976 года исследоания физического развития и состояния здоровья детей и подростков, проводимые под руководством профессора В.Н. Кардашенко, позволили выявить степень значимости и информативности морфофункциональных показателей в определении биологической зрелости организма, показать взаимосвязь уровня физического развития с состоянием здоровья растущего организма, установить замедление в процессах акселерации детей (Н.Н. Суханова, Н.Г. Дьячкова, С.Г. Дронова, Т.Ю. Вишневецкая, Л.В. Баль, А.И. Кузнецова). В середине 1990 годов в изменившихся социально-экономических условиях в городах Шатура, Тарку-Сале под руководством профессора В.Р. Кучмы продолжалось изучение физического развития и состояния здоровья детского населения (Н.Н. Суханова, Н.А. Катечкина, Т.Ю. Вишневецкая).

Научная деятельность кафедры гигиены детей и подростков направлена на изучение физического развития и состояния здоровья детей – как показателя санитарного благополучия населения в современных условиях жизнедеятельности, выявление тенденций (особенностей) физического развития детей на современном этапе, выявление влияния факторов среды на состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков, изучение особенностей физического развития детей в организованных коллективах в разных социально-экономических условиях жизнедеятельности.

Сегодня гигиена детей и подростков от факторной оценки и регламентации условий и режимов обучения и воспитания, предметов детского обихода перешла к системной оценки и регламентации жизнедеятельности детей во всем её многообразии с использованием всех последних достижений цивилизации и передовых технологий профилактики наиболее распространённых болезней детей и подростков, охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Вторая проблема, успешно разрабатываемая кафедрой, – проблема гигиены обучения и воспитания. П.М. Ивановский обосновал и впервые применил в научных исследованиях метод естественного гигиенического эксперимента. Под его руководством были начаты, а затем и продолжены исследования по гигиеническому обоснованию физического воспитания в школе, организации закаливания в детском саду, применению УФ облучения (П.М. Ивановский, М.В. Антропова, Л.П. Варламова), обоснованию режима дня в лесных школах для детей с туберкулёзной интоксикацией, невротическими расстройствами, больных ревматизмом (Е.Н. Очкин, Н.Г. Дьячкова, М. В. Прохорова, Н.А. Матвеева, А.Р. Разиков, Л.В. Ерикова). Эти исследования также успешно продолжаются применительно к детям с девиантными формами поведения. Сотрудниками кафедры впервые в стране получены объективные и достоверные данные о распространённости среди детей 6-7 лет одной из девиантных форм поведения – синдрома дефицита внимания с гиперреактивностью и обоснованы принципы организации учебно-воспитательного процесса для них как в условиях обычных школ, так и коррекционных учебных и учебно-лечебных детских учреждений (В.Р. Кучма, А.Г. Платонова, Л.В. Баль).

Значительное место занимают исследования по гигиене обучения учащихся профессионально-технических училищ и техникумов. Еще в 20-е годы прошлого столетия молодой ученый-гигиенист, ученик А.В. Молькова, доцент кафедры школьной гигиены Лев Абрамович Сыркин освоив передовую методику инструментальной антропометрии, используя унифицированный металлический трубчатый антропометр (Martin), осуществил первые антропометрические исследования студентов – учащихся Московского рабфака им. Покровского за 1923-1924 гг., тем самым, заложив первые штрихи в основу развития университетской гигиены. Антропометрические исследования сопровождались изучением анкетным методом некоторых аспектов условий и образа жизни студентов того времени.

С широким привлечением клиницистов и физиологов были проведены исследования, позволившие показать влияния условий обучения и режима работы в условиях химического, печатного производства на состояние здоровья подростков и молодых рабочих, составить гигиенические рекомендации к режиму и условиям обучения, разработать вопросы профессиональной пригодности (А.З. Белоусов, Э.Э. Саркисянц, Н.С. Подгорнова, Т.Ш. Миннибаев, В.А. Доскин, Е.Н. Ковальчук, Ю.Д. Калашников, А.И. Кузнецова, Г.В. Алимов, Н.Д. Бобрищева-Пушкина, Н.Л. Ямщикова).

Впервые в нашей стране на кафедре была начата разработка проблемы «Университетской гигиены». Под руководством А.З. Белоусова были развернуты, а затем продолжены под руководством Э.Э. Саркисянц исследования состояния здоровья, заболеваемости и работоспособности студентов в ВУЗах различного профиля, Изучено влияние различных режимов и характера обучения на функциональные состояния и работоспособность студентов и разработаны гигиенические рекомендации. Разработаны основные пути и средства совершенствования режима дня и повышения работоспособности студентов медицинских ВУЗов, обоснованы оптимальные размеры аудиторной мебели для студентов (Э.Э. Саркисянц, Т.Ш. Миннибаев, Н.А. Должанская, О.П. Сараджева). В 1995 году лаборатория гигиены подростка и студента (зав. – проф. Т.Ш. Миннибаев) была реорганизована в лабораторию проблем университетской гигиены (при кафедре гигиены труда).

Сотрудники кафедры оценили влияние эколого-гигиенической ситуации ряда территорий на состояние здоровья детей и подростков (В.Р. Кучма, Е.В. Нарышкина, Н.Н. Суханова, Н.А. Катечкина), социально-гигиенических факторов риска развития патологий у детей в современных экономических условиях. Результаты исследований позволили представить в Совет при Президенте Российской Федерации по экологической политике, Госкомитет санитарно-эпидемиологического надзора России материалы для аналитических докладов по оценке состояния окружающей среды и изменениям здоровья населения в промышленных центрах России, созданию в стране системы социально-гигиенического мониторинга. Для целей мониторинга состояния здоровья детей и подростков разработаны и успешно апробированы анкеты изучения социально-гигиенических условий жизни ребенка. Для изучения вопросов питания, употребления алкоголя, курения, других вредных привычек, физической деятельности детей вне школы, самооценки состояния здоровья во многих странах мира используется, в рамках программы профилактики, наиболее распространённых неинфекционных заболеваний (Программа «Cindi» – Common integrated non communicable Diintervention Programme), специальный опросник для детей (CINDI CHILDREN SCREENING EXAMINATION FORM). Сотрудники кафедры подготовили и по результатам специальных исследований рекомендовали к использованию русский адаптированный вариант анкеты.

В результате научных исследований, выполненных под руководством проф. В.Р. Кучмы раскрыты закономерности формирования заболеваемости детей и подростков, выявлены современные особенности роста и развития детей. Разработаны подходы и обоснованы критерии социально-гигиенического мониторинга детского населения на местном, региональном и федеральном уровнях. Научно обоснованы физиолого-гигиенические и психофизиологические основы обучения и воспитания детей с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (персональные и планшетные компьютеры, ридеры), основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся в образовательных организациях.

Впервые подробно описаны параметры образа жизни детей и подростков в современных условиях, в том числе социальных сирот, дан анализ поведения детей, опасного в отношении здоровья. Научно обоснована система донозологической гигиенической диагностики в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Исследования, выполненные под руководством профессора В.Р. Кучмы, обеспечили научные основы химической и биологической безопасности современных предметов детского обихода на основе новых материалов и технологий их изготовления.

В 2014 г. кафедра гигиены детей и подростков осуществляла научно-исследовательские работы по субсидии из бюджета г. Москвы Первому МГМУ им. И.М. Сеченова на «Медико-аналитическое сопровождение реализации проекта «Эффективный учебный план»» и «Аналитическое сопровождение интерактивных образовательных технологий».

Образовательная технология «Эффективный учебный план» характеризовалась максимальной учебной нагрузкой в 34 часа при 5-ти дневной учебной неделе по 6-7 уроков ежедневно. Физиолого-гигиеническая оценка новой технологии показала ее менее выраженный утомительный эффект, по сравнению с традиционным учебным планом, Это выражалось в более устойчивых показателях умственной работоспособности учащихся 10-х классов в процессе учебной деятельности и в достоверно меньшей распространенности неблагоприятных реакций со стороны сердечно-сосудистой системы в ответ на учебную нагрузку, в более благоприятных показателях жизнедеятельности старшеклассников (продолжительность сна, время пребывания на воздухе и подготовки домашних заданий).

В результате гигиенической оценки влияния интерактивных образовательных технологий на организм учащихся 7-8 классов выявлены предпочтения использования подростками электронных устройств в учебной и досуговой деятельности (мобильные телефоны и планшеты). Выявлено развитие менее выраженного утомления обучающихся на уроках с использованием электронных учебников по сравнению с традиционными уроками на фоне некоторых отклонений в функциональном состоянии центральной нервной системы, психоэмоциональном состоянии учащихся, связанных с высокой интенсивностью учебной работы, с частой сменой видов учебной деятельности, особенностями адаптации учащихся к работе с новыми техническими средствами обучения. Результаты исследований позволили обосновать и рекомендовать к использованию новые подходы к снижению риска нарушений здоровья детей в связи с использованием детьми гаджетов.

В 2015 году была разработка концепция и создан учебный ресурсный центр по подготовке обучающихся московских школ в области естественных наук на базе медико-биологического эксплораториума Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России. Разработаны и успешны применены оригинальные сценарии обучающих семинаров для учащихся 10-11 классов и педагогов средних образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, по вопросам безопасного использования гаджетов. Подготовлены и изданы учебно-методические пособия для учащихся старших классов общеобразовательных школ и учителей «Правильное использование гаджетов школьниками».

В 2015 году по заказу Департамента образования гор. Москвы проведены исследования вкусовых предпочтений обучающихся 1-11 классов в 220 школах в различных округах города Москвы (ЦАО, САО, СВАО, ВАО, ЮВАО, ЗАО, СЗАО, ТиНАО, ЗелАО). Установлено, что 22% блюд в школе обучающиеся практически не едят, 23% блюд дети едят охотно и 55% блюд школьники едят с удовольствием. При разработке нового меню были полностью исключены блюда, потребление которых составляет менее 50%, например «икра из уваренных кабачков», «щи из шпината», «рыба припущенная», «кисель» и т. д. На основании полученных данных осуществлена разработка двух цикличных суточных меню (с учетом домашнего питания) с целью предоставления возможности выбора для образовательной организации вариантов. Каждый вариант имеет распределение по возрастам питающихся (7-11 и 12-18 лет). Один – с классическим (привычным для школы) набором блюд, другой – включает блюда знакомые детям, но ранее не использованные в школьном меню (салаты «Столичный» и «Цезарь» с соусом салатным для школьного питания, котлета мясная с овощами в булке, котлета мясная с овощами и сыром в булке, макаронные изделия спагетти со сливочно-мясной соусом, кексы (маффин) белый и шоколадный и др.). Сформированные варианты меню были рассмотрены и одобрены Роспотребнадзором г. Москвы – как соответствующие санитарным требованиям по пищевой и биологической ценности, калорийности, по повторяемости блюд и дифференциации по формам организации питания в столовых-доготовочных и буфетах-раздаточных и т. д.

В юбилейном 2016 году кафедра гигиены детей и подростков осуществляет научно-исследовательские работы по субсидии из бюджета г. Москвы Первому МГМУ им. И.М. Сеченова:

– медицинское сопровождение интерактивных технологий в образовательной деятельности учащихся начальных и средних классов;

– медико-гигиеническое сопровождение обучения в профильных классах;

– разработка и апробация модели учебного ресурсного центра в области питания, отвечающего физиологическим потребностям и современным особенностям обучающихся образовательных организаций города Москвы.

В настоящее время под руководством члена-корреспондента РАН, профессора В.Р. Кучмы выполняются чрезвычайно востребованные системой образования исследования в сфере гигиенической безопасности использования информационно-коммуникационных средств обучения и способов обеспечения их работы (персональные компьютеры новых поколений, ридеры, iPad, интерактивные доски, электронные учебники, Интернет, мобильная связь,Wi-Fi).

Результаты исследований, выполненные под руководством В.Р. Кучмы, активно внедряются в практическую деятельность отечественного здравоохранения, Роспотребнадзора и Минобрнауки России. Только за последние 5 лет подготовлены и утверждены Технический регламент о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков, 2 технических регламента Таможенного Союза, 3 Федеральных государственных образовательных стандарта общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 4 СанПиНа, 20 Федеральных рекомендаций по оказанию медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях, Национальная Стратегия действий в интересах детей (2012 г.), Концепция развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации (2014 г.), Концепция оценки качества медицинской помощи обучающимся (2016 г.), 5 Стандартов проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний, гигиенических и иных видов оценок в образовательных организациях г. Москвы.

На протяжении всего существования кафедры её сотрудники активно разрабатывали и продолжают исследования по следующим основным направлениям:

1. Методологические и методические основы преподавания гигиены детей и подростков в системе высшего медицинского образования страны.

2. Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков.

3. Гигиеническое обоснование физического воспитания в школе, организация закаливания в детских дошкольных учреждениях.

4. Гигиена обучения и воспитания, в том числе детей с отклонениями в состоянии здоровья и поведении.

5. Профессиональная пригодность подростков, вопросы их профессиональной консультации.

6. Университетская гигиена.