Владислав Кучма: дистанционное образование будет иметь последствия
20 сентября 2021

В период пандемии на удаленный формат обучения перешли многие образовательные учреждения. Каким образом многомесячное дистанционное обучение отразилось на здоровье детей, какие выводы сделали специалисты, как изучаются технологии электронной школы, которая встречает активное сопротивление родителей, «МВ» рассказал заведующий кафедрой гигиены детей и подростков Института общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана Первого МГМУ им. И.М. Сеченова член-корреспондент РАН Владислав Кучма.



Владислав Ремирович Кучма
директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, д.м.н., профессор, член-корреспондент РАН

Заложники «удаленки»

– Изучается ли влияние локдауна и дистанционного образования на здоровье школьников? Каковы предполагаемые результаты?

– В прошлом году в разгар пандемии коронавируса мы провели онлайн-опрос 29,7 тыс. школьников с 5 по 11 классы. Его результаты подтвердили наши опасения. В период самоизоляции значительно увеличилось влияние неблагоприятных факторов: продолжительность «школьных учебных занятий» выросла на 30%, выполнения домашних заданий – на 60%, работы с гаджетами – на 47%.

При этом 77% респондентов отмечали, что работали с электронными устройствами, оборудованными экранами, 4 и больше часов в день. Из них 34% – семь и более часов.

Критический уровень «общения» с гаджетами для школьника в современных условиях – 4 часа в сутки!

Избыточная нагрузка на зрительный анализатор выявлялась у каждого третьего ребенка. Примерно 4% опрошенных предъявляли жалобы, позволяющие предположить наличие у них запястного синдрома, связанного с перенапряжением кистей рук при работе с мышью, с клавиатурой, что характерно для людей, профессионально использующих персональные компьютеры. При этом о сокращении продолжительности прогулок сообщили 68% опрошенных.

Стрессовая ситуация в условиях самоизоляции и дистанционного обучения сказалась на психосоматическом состоянии школьников. У 84% отмечены неблагополучные психические реакции пограничного уровня. Это депрессивные проявления (42%), астенические состояния (42%), обсессивно-фобические состояния (37%), гиперкинетические реакции (29%), синдром головных болей (27%), нарушения сна (56%).

Каждый пятый школьник (21%) указал, что самоизоляция невыносима. Лишь 13% сообщили, что адаптировались к этим условиям.

Мы располагаем данными аналогичных опросов учащихся до пандемии и их сравнение показало, что ситуация ухудшилась практически по всем показателям, характеризующим состояние детей в период изоляции и дистанционного обучения. В связи с этим прогнозируем рост случаев миопии у обучающихся, а также массовую (до 30%) диагностику компьютерного зрительного синдрома.

Педиатры, школьные медики должны быть готовы к диагностике и профилактике карпально-туннельного синдрома. Практически все специалисты сходятся во мнении, что в последующем мы увидим увеличение частоты проявлений нервно-психического неблагополучия, в том числе рост уровня агрессии, депрессивных проявлений, кибербуллинга.

Опасная цифровизация

– Как вы оцениваете пилотные проекты электронной школы, которые внедряются в Москве и ряде регионов?

– Думаю, это естественный процесс развития системы образования. Другое дело — темпы, скорость и используемые при этом средства, подтверждение их безопасности для физического и психического здоровья детей. Сказать, что те технологии, которые использует электронная школа, безопасны и безвредны для здоровья ребенка, мы не можем: таких исследований не проводилось.

Данные, которые мы имеем по физиолого-гигиенической оценке цифровых технологий, скажем так, узконаправленны и не позволяют дать комплексную оценку и разработать систему гигиенической безопасности цифровой образовательной среды.

Применительно к электронным учебникам почему-то бытует мнение, что можно отсканировать обычный учебник и предъявлять это как учебный материал. Считается, что любой учитель может для себя и детей готовить электронные образовательные материалы. Такая точка зрения ошибочна. Выпуск электронного образовательного контента также требует консультаций гигиенистов, использования соответствующих гигиенических регламентов их подготовки.

В ходе опроса школьников в период изоляции и дистанционного обучения мы увидели, что основное средство, которым пользуются дети, это смартфон. Но он абсолютно не приспособлен для этих целей, на нем невозможно представить учебную информацию в нормальном виде, без вреда зрительному анализатору ребенка. Мы не стоим на позиции: давайте все запретим. Но говорим, что необходимо совместно выработать регламенты использования электронных средств обучения, цифрового образовательного контента с целью минимизировать риски здоровью обучающихся.

Данные, которыми сегодня располагают медики, свидетельствуют о негативном влиянии цифровой школы на состояние здоровья детей и необходимости проведения специальных исследований и оценки.

– Изучалось ли влияние негативного интернет-контента на детей?

– Больше всего исследований — о формировании интернет-зависимости. В Европе ее распространенность у детей и подростков составляет около 8%, в азиатских странах еще выше. В России – от 3 до 15%. Как правило, ей подвержены дети, у которых уже есть какие-то проблемы: семейные, психологические. Увы, иногда сами родители поощряют чрезмерную увлеченность детей интернетом, не видя в этом ничего предосудительного и угрожающего здоровью.

В России сейчас родители озабочены суицидальными группами, в которые могут вовлечь детей, а в мире – доступом к порносайтам, сайтам, провоцирующим агрессию, вовлекающим в компьютерные игры. Многие специалисты отмечают негативное влияние чрезмерной вовлеченности в интернет-пространство на психосоциальное и физическое благополучие детей, подростков и молодежи. Это должно учитываться при формировании учебных программ.

Наука в помощь

– Какие научные исследования в сфере школьной медицины и охраны здоровья детей и подростков ведет Сеченовский университет?

– За последнее время аспиранты нашей кафедры выполнили две очень интересные работы. Первая связана с обоснованием гигиенических требований к шрифтовому оформлению учебных материалов, текстов, предъявляемых на электронных устройствах. Установлено, что функциональное состояние зрительного анализатора, центральной нервной системы (ЦНС), когнитивные функции, читаемость текстов и самочувствие школьников зависят от шрифта. Чем он крупнее, тем выше степень усвоения материала. Установлено также, что применение планшета в сравнении ноутбуком повышает устойчивость школьников к развитию утомления, способствует лучшей концентрации внимания и усвоению информации.

Субъективная оценка подростками чтения с электронных устройств также показала преимущество использования планшетов перед ноутбуками. Результаты исследования позволили разработать гигиенические требования к шрифтовому оформлению учебных электронных изданий для основного и среднего общего образования, предъявляемых на экранах ноутбука и планшета. Гигиенические регламенты зависят от класса и возраста ребенка и включают такие показатели, как объем текста единовременного прочтения в количестве знаков, группа и размер шрифта, длина строки в миллиметрах. Эти рекомендации вошли в последний СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел VII), введенный с 1 марта 2021 года.

Второе исследование – гигиеническая оценка условий и технологий обучения в медицинском предуниверсарии, подготовительном отделении для старшеклассников, которые готовятся поступать в наш университет. Мы показали, что даже повышенные учебные нагрузки (38–40 часов в неделю), особенности расписания и технологии обучения, приближенные к вузовским, адекватны функциональным возможностям организма школьников. Симуляторы и фантомные технологии, применяемые на этапе профильной подготовки, не оказывают отрицательного влияния на психоэмоциональное и функциональное состояние организма обучающихся, умственную работоспособность, стрессоустойчивость, и могут быть рекомендованы к использованию в медицинских классах общеобразовательных организаций.

Сейчас планируем проведение исследований по оценке адаптации выпускников Сеченовского предуниверсария к условиям обучения непосредственно в университете. Речь идет об оценке их успешности, «физиологической стоимости» обучения и состоянии здоровья в динамике.

– Какие уроки были вынесены из пандемии?

– Проведенное нами исследование также показало, что в период пандемии отсутствовало должное медико-психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей. Вывод – нужно совершенствовать регламенты дистанционного обучения, разрабатывать алгоритмы действий в аналогичных ситуациях. Тем самым мы снизим риски причинения вреда здоровью участников образовательного процесса.

Исследования, которые мы выполняли в конце 2010-х годов, показывали, что использование электронных средств обучения, гаджетов и персональных компьютеров, интенсифицирует учебную деятельность, но способствует снижению двигательной активности, сокращению времени, проводимому на открытом воздухе, времени сна.

В последние десятилетия стало больше отклонений в нервно-психической сфере, нарушений, связанных с локальным перенапряжением нервно-мышечного аппарата. Все это требует продолжения серьезных регулярных исследований, научного анализа.




Татьяна Бескаравайная
















Ссылка на публикацию: medvestnik.ru