Eng
15 Января 2013
Первый Мед в авангарде профессионального образования В конференц-зале Центрального клинического корпуса 14 января 2013 года состоялось заседание Ученого совета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова под председательством ректора, член-корреспондента РАМН, профессора Петра Витальевича Глыбочко.

Ученый совет открылся показом документального фильма о работе кафедры организации здравоохранения с курсом медицинской статистики и информатики факультета экономики и управления здравоохранения (кафедру возглавляет доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ Руслан Альбертович Хальфин). Фильм рассказал о сегодняшнем дне кафедры, которой в мае текущего года исполняется 10 лет. «Здесь еще засверкают звездочки организаторов здравоохранения!», – так говорит в фильме проректор по лечебной работе, декан факультета экономики и управления здравоохранения заслуженный врач РФ, профессор Владимир Анатольевич Решетников. И фильм не оставляет сомнений в том, что этот день недалек.

Следуя повестке дня, с отчетом выступил заведующий кафедрой неотложных состояний в Клинике внутренних болезней доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Александр Михайлович Шилов. Кафедра создана в 1988 году в составе Центрального института усовершенствования врачей. В 1989 году перешла в состав факультета последипломного профессионального образования врачей Первого Меда. В апреле кафедре исполнится 25 лет. А.М. Шилов рассказал об основных направлениях деятельности кафедры, клинических базах, профессорско-преподавательском составе, проводимых исследованиях. Отчет был утвержден единогласно.

Также единогласно прошло переизбрание на должность заведующего кафедрой гигиены детей и подростков член-корреспондента РАМН, профессора Владислава Ремировича Кучмы.

Далее проректором по научной и инновационной деятельности профессором Владимиром Николаевичем Николенко для внесения в бюллетени тайного голосования были представлены кандидаты на присвоение ученых званий и кандидаты на замещение вакантных должностей. В соответствии с объявленным конкурсом, избрана и утверждена счетная комиссия.

Затем с докладом на тему «Концепция развития системы послевузовского и дополнительного профессионального образования» выступил проректор по лечебной работе, профессор В.А. Решетников. Проводимая в нашей стране модернизация здравоохранения предъявляет новые требования к деятельности врачей-специалистов, подразумевает их непрерывное профессиональное развитие, максимальное освоение практических навыков. Особенностями образования при непрерывном профессиональном развитии являются многовариантность – возможность выбирать темпы, условия и уровни обучения; информатизация и использование инновационных технологий; индивидуализация – учет и развитие индивидуальных особенностей обучающихся. Государственная политика подготовки кадров в сфере здравоохранения сегодня определяется Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 598 и Приказом Минздрава РФ от 3 августа 2012 г. № 66н. Нормативно-правовая база для послевузовского профессионального образования – приказы Минздрава РФ от 5 декабря 2011 г. №№ 1475н и 1476н.

«Подготовка кадров является государственной задачей, – подчеркнул Владимир Анатольевич Решетников. – С 2016 года вводится новый образовательный стандарт, который позволит сразу после окончания вуза приступить к профессиональной деятельности в первичном звене по базовым специальностям. Получить дополнительные специальности можно будет через ординатуру длительностью от 1 до 5 лет для оказания специализированной медицинской помощи, и в дальнейшем проходить профессиональную переподготовку и повышение квалификации с помощью инновационных образовательных технологий». К таким технологиям относятся моделирование клинических ситуаций, симуляторы и тренажеры, компьютерные обучающие программы, дистанционное обучение. На базе Первого Меда планируется создание Единого Всероссийского симуляционного центра для методического обеспечения и координации работы региональных симуляционных центров. С последующим включением центра в процессы аттестации и аккредитации специалистов. Предполагается, что сеть симуляционных центров будет работать по единой методологии – «сквозной» обучающей технологии, обеспечивающей преемственность на каждом этапе обучения. Прежде – формирование практических навыков и умений с использованием существующих методов на моделях: фантомах, манекенах, муляжах и т.п. А затем работа с пациентами по методу стандартизированный пациент – больной.

Целью нового стандарта является трансформация дополнительного профессионального образования в социальный институт непрерывного профессионального развития конкурентоспособных кадров. При этом необходимо включать в учебные модули экономико-юридические и экономико-математические аспекты, новые достижения в каждой конкретной медицинской специальности.

«В нашем университете учебный процесс послевузовского дополнительного профессионального образования осуществляют 74 кафедры по 72 специальностям. В прошлом году проводилось обучение по 340 учебным программам разной продолжительностью. Обучение, с использованием дистанционных технологий прошло в 32 городах России по 66 учебным программам. В настоящее время в Первом Меде реализуется проект Минобрнауки России под названием «Разработка и апробация моделей центров оценки сертификации профессиональных квалификаций и экспертно-методического центра в медико-биологической и фармацевтической отрасли» (руководитель проекта проректор по учебной работе, профессор А.А. Свистунов)», – отметил В.А. Решетников. И предложил подготовить проект Концепции непрерывного профессионального образования медицинских и фармацевтических работников для рассмотрения на Совете ректоров медицинских вузов России с последующим представлением в Министерство здравоохранения РФ. А также внес предложение о создании при Совете ректоров специальной комиссии для реализации непрерывного медицинского образования на территории Российской Федерации, внесения в Минздрав России предложений по реализации пилотных проектов обучения медицинских работников.

По окончании доклада, ректор П.В. Глыбочко отметил, что тема серьезная и интересная, она активно обсуждалась на президиуме РАМН: «реально много вопросов, касающихся непрерывного медицинского образования, есть разные подходы и мнения». Говоря о последипломном, дополнительном профессиональном образовании – интернатуре и ординатуре, ректор отметил: «Вывод однозначен: качество подготовки должно быть лучше!»
– На президиуме было принято решение разработать критерии оценки подготовки ординаторов от поступления до окончания ординатуры. Желающих учится в ординатуре у нас достаточно. Качество подготовки должно быть исключительно высоким, иного не дано! Кроме того, на президиуме было высказано мнение, что качество подготовки ординаторов и интернов зависит от кафедры: если обучение поставлено достойно, то и качество подготовки отменное. Ординаторы, поступающие на обучение, это прекрасно понимают. Для сравнения: есть кафедры, сильный профессорско-преподавательский состав - у них по 20-30 желающих учиться в ординатуре, а есть и другие - учиться там хотят 2-3 человека. Сегодня принято решение дать возможность ординаторам выбирать кафедру, на которой они будут обучаться. Качество подготовки зависит от вас! И на ближайшем ученом совете мы продолжим обсуждение этой темы, – подытожил ректор.

Проект решения по Концепции развития системы послевузовского и дополнительного профессионального образования огласил проректор по научной и инновационной деятельности, профессор В.Н. Николенко. Ученый совет проект принял.

Далее директор клиники нефрологии, внутренних и профессиональных болезней имени Е.М. Тареева, академик РАМН, профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой терапии и профессиональных болезней Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, заслуженный деятель науки РФ Николай Алексеевич Мухин, выступил с докладом «Стратегия развития Научно-образовательного клинического центра здоровьесберегающих технологий». Центру, созданному по приказу ректора полгода, но уже сегодня очевидна его научная и практическая ценность. «Спустя полгода после создания центра, 12 декабря 2012 года в послании президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию, эти слова – сбережение здоровья были высказаны президентом: наряду с развитием здравоохранения, больше внимания следует уделять сбережению здоровья, улучшению медицинской помощи, повышению ее доступности. И далее: в каждой медицинской организации образовательной и научной должна быть сформирована собственная программа развития и кадрового обновления», отметил Н.А. Мухин. И подробно рассказал о предпосылках создания, направлениях многопрофильной научно-исследовательской и образовательной деятельности, стратегии развития НОК-центра здоровьесберегающих технологий.

П.В. Глыбочко поблагодарил Н.А. Мухина за прекрасную презентацию. Проректор по научной и инновационной деятельности В.Н. Николенко огласил проект решения по докладу.

Потом на Ученом совете решили ряд организационных вопросов, в частности, проректор по лечебной работе профессор В.А. Решетников обратился к Ученому совету с предложением в целях оптимизации учебного процесса объединить кафедры психиатрии и медицинской психологии с кафедрой наркологии. И дать новой кафедре следующее наименование: кафедра психиатрии и наркологии лечебного факультета. Ученый совет согласился с предложением. Затем начальник Управления правового обеспечения и кадровой политики Д.В. Клюев рассказал о том, что по указанию ректора в Первом Меде ведется планомерная работа по улучшению документационного обеспечения. В связи с этим, предлагается принять разработанные положения о трех научно-исследовательских институтах: НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением, НИИ паразитологии и тропической медицины и НИИ молекулярной медицины. Также разработаны положения о 44 научных лабораториях, 45 научных отделах, 10 структурных подразделениях административно-хозяйственной части и ряд других. Все положения разработаны в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и согласованы с уполномоченными должностными лицами вуза. Положения приняты Ученым советом единогласно. Далее, были оглашения результаты счетной комиссии.

Ученый совет, первый в 2013 году, завершился. Ректор П.В. Глыбочко пожелал всем участникам успехов в реализации его решений и плодотворной работы.

Фотоальбом

Наталья Литвинова