Eng
25 Декабря 2012
Театр  — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра

Так говорил великий русский писатель, большой ценитель театра, Николай Васильевич Гоголь. Но в наши дни, по неутешительному заключению социологов лишь 6 % москвичей в возрасте 18-25 лет интересуются театром. Согласитесь, ждать с таким диагнозом решительно невозможно! Одни начинают новую жизнь с понедельника, а мы предлагаем стремительно нагонять упущенное: лечение «театрофобии» — наша первостепенная задача.

Профессиональный и студенческий театр роднит публика

Зрительному залу Российского Академического Молодежного Театра незнакомы проблемы «пустых мест»: каждая постановка сопровождается аншлагом. «Причина, по которой зрители приходят в театр и остаются с нами, в том, что Молодежный, прежде всего, живой театр, — рассказывает руководитель Экспериментального центра по работе со зрителями РАМТ Ольга Бигильдинская. — Новые спектакли у нас рождаются не потому, что «пора бы что-нибудь уже выпустить». Это естественная потребность коллектива — жить в движении, в развитии — профессиональном и человеческом, постоянно идти вперед. А еще мы не театр одного режиссера, и то, что Алексей Владимирович Бородин приглашает в РАМТ разных постановщиков и дает возможность ставить молодым мастерам, помогая их становлению — это тоже очень здорово и правильно. И, наверное, самое главное, что театр, работая в разных жанрах, и беря самую разную драматургию, никогда не опускает свою профессиональную и нравственную планку. Вас никогда не оскорбят со сцены, не унизят, не поставят в неловкое положение, не заставят смотреть то, что недостойно быть обнародованным. Находясь в нашем зрительном зале, вы всегда будете приподнимать себя на новый духовный уровень. При этом вам никогда не будет скучно, тоскливо, нудно. Молодежный — живой театр в самом лучшем смысле этого слова».

В то же время Молодежный камерный театр «На Пироговке» — совсем юный театр под руководством Ольги Захаровой, создавшей все условия для реализации актерского потенциала как «сеченовцев», так и молодых профессиональных актеров. Почему мы объединили эти два театра в одном материале? Что роднит два столь разных «детища Феба»? Это публика, так жадно аплодирующая под занавес многочасового действа, режиссеры, так безоговорочно угадывающие настроения общества, актеры, так самозабвенно отдающиеся исполняемым образам.

«Пустые места» могут случиться в жизни любого, даже самого успешного театра, — с уверенностью заявляет художественный руководитель Молодежного камерного театра «На Пироговке» Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Ольга Захарова, — но если один раз зрителю понравилось, в следующий раз он непременно придет с друзьями. На премьерных спектаклях «Варшавской мелодии» залы были переполнены в полтора раза. Но успех — понятие относительное. У нашего театра пока свой, любящий зритель — мамы, папы, друзья. С другой стороны, если в зале есть реакция — смех или тишина, а порой и слезы — значит, зритель погружен в атмосферу происходящего на сцене и сопереживает».

Студенты приглашаются играть

«Идеи для постановок я ищу в себе, — делится профессиональными секретами главный режиссер Молодежного камерного театра Первого МГМУ им. И.М. Сеченова «На Пироговке», — беру то, что волнует, то, о чем хочется говорить, что резонирует. И, конечно, я руководствуюсь вкусом, который привит моим педагогом по режиссуре, В.И Анисимовым, прямым учеником Г.А. Товстоногова. Звучит самоуверенно, но давая жизнь молодежному театру 2 года назад, я была уверена в высоком интересе со стороны молодежи: 10-летний опыт подсказывал, что перспектива заниматься актерским мастерством с возможностью играть на сцене всегда притягивает большое количество желающих. Дальше – вопросы к педагогу, сможет он заинтересовать и открыть ребят или нет. Я принимаю всех желающих и даю шанс. Зачастую волнение, внутренние рамки, даже воспитание не позволяет ребятам раскрыться на первых занятиях, что уж говорить о прослушивании. Моя задача выявить актерские способности и помочь их развить. Я уверена — играть может каждый, если правильно открыть человека. Конечно, масштаб дарования, актерский диапазон у всех разные. Это и является определяющим моментом при переходе из студии в труппу театра.

«Работая на одной сцене с профессиональным актером, Александром Микеровым, я испытывала одновременно и огромную ответственность, ведь нужно стараться соответствовать заданной планке, и нескончаемое воодушевление от осознания, сколь многому могу научиться, — с воодушевлением делится впечатлением исполнительница главной роли Гелены в постановке МКТ «Варшавская мелодия», студентка 3 курса лечебного факультета Тина Хочолава. — Важно следовать принципу, повторяемому Ольгой Захаровой во время репетиций: «Допускайте момент импровизации, тогда живее реакция, живее спектакль».

Сегодня, чтобы присоединиться к работе в театре «На Пироговке» достаточно позвонить администратору Студенческого клуба и записаться на занятие по мастерству актера.

Студентов приглашают обсуждать

В Российском академическом молодежном театре существует образовательный проект «ТЕАТР+», совершенно безвозмездно, более пяти лет, привлекающий столичную молодежь к разговору о прекрасном. «Это такой же творческий проект, как и спектакль. Темы его дискуссий подсказывает жизнь театра, — делится подробностями Ольга Бигильдинская. — Скажем, был год Чехова, и мы решили обсудить подход к чеховским постановкам разных режиссеров, пригласив к нам в театр Леонида Хейфеца, Иосифа Райхельгауза, Михаила Левитина, Дмитрия Крымова, Антона Яковлева. Мы говорили не только о постановках «Вишневый сад» и «Чехов-GALA» Алексея Бородина в нашем театре, но и спектаклях других мастеров, и что важно, спектаклях разных лет. Или, например, был проект «Молодые режиссеры — детям!», который осуществил наш театр, предоставив выпускникам мастерской Сергея Женовача в ГИТИСе поставить детские спектакли в РАМТе. Это стало поводом к разговору о профессии режиссера — о том, как ее получить и что делать потом молодым специалистам. Так что наш проект тоже живой, остро реагирующий на то, что происходит в самом театре, и расширяющий горизонты зрителя, рассказывающего ему о том, что стоит за тем или иным событием, проблемой, персонажем. Главной нашей целью было создать такую дискуссионную площадку, которая будет собирать людей потому, что тут интересно, не потому что нам «надо провести мероприятие». Проект этот свободный, бесплатный, никаких ограничений для «вольнослушателей» нет, разве что вовремя записаться на встречу — количество мест всегда ограничено».

…Театры ждут ценителей, а какова цена?

Тем, кого заботят ценовые аспекты похода в театр, сообщаем, что на некоторые спектакли Большой сцены РАМТа билеты можно купить по самым, что ни на есть, «студенческим ценам» - 100-300 рублей. Также РАМТ устраивает акции для постоянных зрителей: в официальной группе театра в «Фейсбуке», страничке ПРО РАМТ в ЖЖ, на сайте www.ramt.ru. Часто на спектакль по одному билету можно прийти вдвоем. Или вообще попасть бесплатно, написав о нем отзыв на своей странице в сети. Нужно просто следить за новостями.

Расположенный по соседству с РАМТ — Большой театр с радостью предоставляет по 30 билетов на Новую и 60 билетов на Основную сцены по 100 рублей ежедневно. В получении заветного билета существует ряд хитростей, проверенных лично: первое, что стоит учитывать — 90 билетов включают в себя все льготные категории граждан, и московские студенты организуют цепочку записи на вечерний спектакль. Стартует цепочка она в 9 утра (а в теплое время года и раньше). Поэтому попасть в Большой театр за 100 рублей, просто проходя мимо в 6 часов вечера, у вас не получится. Заветный «лист записи» передаётся из рук в руки в течение дня. Задача — отыскать «хранителя листа», как правило, сидящего на ступенях перед главными кассами театра. Кстати, ступени примыкаю к центральному входу в РАМТ, записать себя и друзей, вернуться к 16.45 или 15.45 (по воскресеньям представления начинаются в 18.00), когда все те же представители студенческой театральной «тусовки» пытаются построить колонну согласно номерам в списке (придете позже на полчаса, потеряете место). Даже хмурый охранник им не препятствует, а лишь выполняет последние приготовления, создавая импровизируемый коридор «металлических ограничителей» на пути к окошкам касс. Первым двадцати счастливчикам, которым достались билеты на новую сцену, и тридцати, попавшим на основную, беспокоиться не о чем, вы точно увидите Большой театр во всем его великолепии и многообразии. Уверенность других уменьшается при виде десятка ценителей искусства пенсионного возраста, не создающих лишних сложностей со списком, а степенно проходящих к кассам за долгожданными льготами. Предлагаемые билеты включают так называемые «неудобные» места на верхнем ярусе. Но никто не запретит вам сменить «ПМЖ» во время антракта, работники театра — народ привычный, даже помогут отыскать свободное место в партере или амфитеатре, где вы будете соседствовать со счастливыми обладателями билетов за 7 и выше тысяч рублей. Так что информация, «курсирующая» по социальным сетям о скидках не является мифом, но имеет свои особенности.

А вот Молодежный камерный театр Первого МГМУ им. И.М. Сеченова «На Пироговке» совершенно бесплатно ждет на своих постановках «сеченовцев», их друзей, преподавателей и вообще, всех ценителей театральных традиций.

Надеемся, наш курс информационной терапии возымеет должный эффект над читателями. И если побочные эффекты все же возникнут, то проявятся лишь в гипертрофированной любви к искусству!

руководитель студенческого пресс-центра Кургузова Дарья


Фотоальбом