Eng
ПутиArray
(
    [0] => pressroom
    [1] => news
    [2] => pyat-voprosov-professionalu-sistema-rints-science-index
)
4 Марта 2013
Пять вопросов профессионалу: система РИНЦ – Science Index

Показателем эффективности вуза, наряду с качеством подготовки специалистов, является объем и уровень осуществляемой на его базе научно-исследовательской работы. О том, как измерить и оценить результаты научной деятельности, тематике, целях и задачах мастер-класса по оптимизации работы в системе РИНЦ – Science Index. И  о том, что предстоит сделать для повышения публикационной активности и рейтинга Университета,актуальный разговор со Светланой Александровной Мартынчик, зав. лабораторией проблем эффективности труда в здравоохранении Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

Curriculum VitaeСветлана Александровна Мартынчик

мартынчик.png

1973

Окончила лечебный факультет Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, клиническую ординатуру по специальности «кардиология»

1999

Защитила докторскую диссертацию

1982 – 2003

Работала в НИИ профилактической кардиологии ВКНЦ АМН СССР, ГНИЦ профилактической медицины Минздрава РФ

2004 по н/в

Работает в НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова

С.А. Мартынчик автор 277 научных работ. За последние три года опубликовала 46 научных статей в отечественных журналах, 2 монографии (Германия), два учебных пособия, 10 докладов на российских и международных конференциях. В настоящее время является разработчиком и ответственным исполнителем научного проекта: «Система менеджмента качества научно-исследовательской деятельности НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением». По результатам НИР разработана и апробирована методика рейтинговой оценки результативности научного работника, структурного подразделения и научной (медицинской) организации. Разработаны база данных и прототип аналитической системы оценки результативности и потенциала научно-инновационной деятельности на уровне профильной научной медицинской организации.



- В чем суть ключевых методов оценки результатов научно-исследовательской деятельности? С какой целью они введены?

С.А. Мартынчик: Для оценки результативности научно-исследовательской деятельности применяются два метода: экспертная оценка и наукометрический анализ. Экспертной оценкой работы, в частности, можно считать количество опубликованных работ в рецензируемых журналах – это экспертиза на уровне принятия статьи к публикации; количество полученных цитирований – это экспертиза коллег ученого, «голосующих» за данную работу путем ее цитирования в своих публикациях.

К наукометрическим индикаторам оценки результативности научно-исследовательской деятельности относят показатели продуктивности (число публикаций автора), а также, в частности, количество цитат (суммарное, среднее за год); среднее количество ссылок в пятилетнем «окне цитирования»; индекс Хирша (соединение количества цитат и публикаций).

Имеет значения доля высокоцитируемых и нецитируемых публикаций, ожидаемые показатели воздействия: импакт-фактор журналов, в которых были опубликованы статьи (среднее число ссылок, приходящихся на одну статью журнала, в течение заданного периода времени).

Все эти показатели введены в практику вуза в связи с изменением механизма финансирования науки, бюджетирования по результатам научно-исследовательской деятельности, гибкого перераспределения ресурсов в пользу поддержки развития лидеров и организаций, демонстрирующих стабильность и удовлетворительные результаты.

- Насколько каждый из наукометрических инструментов эффективен и универсален?

С.А. Мартынчик: Любая формальная оценка творческой деятельности не идеальна и подвержена критике. Однако аргумент о не идеальности наукометрической оценки не может использоваться как основание для его отрицания.

Необходимо учитывать, что качество наукометрического анализа зависит от точности идентификации авторов и организаций в публикациях, оформление пристатейной библиографии и ряд других факторов. И конечно, какой-либо отдельно взятый показатель не может быть единственным и универсальным.

Рекомендую применять наукометрические показатели для оценки сходных объектов, однородных по тематическому направлению работ. Для оценки отдельных публикаций, усредненные статистические показатели использовать некорректно. Эффективная система оценки результатов научной деятельности должна строиться на сочетании оценки экспертами («мягкие или латентные переменные») и наукометрического анализа («твердые индикаторы»).

- Как формируются показатели рейтингов университетов и научно-исследовательских организаций?

С.А. Мартынчик: Система международных и национальных рейтингов строится на показателях публикационной активности: продуктивности и цитируемости. Научная активность российских вузов измеряется по количеству публикаций и их цитируемости в базах данных WEB of Science либо (SCOPUS). Показатели нормируются на численность научных сотрудников вуза. Адекватными показателями рейтингаможно считать: количество публикаций и цитирований в любой базе данных (БД), но за определенный промежуток времени (5 лет), долю статей, выполненных в рамках международного сотрудничества. Актуален и такой показатель, как индекс Хирша. Для достоверной оценки полезно использовать несколько баз данных, а показатели публикаций и цитирований нормировать на среднесписочную численность научных работников.

- Чем определяется тематика мастер-класса Первого Меда, почему важно и нужно уполномоченным сотрудникам Университета посетить мастер-класс?

        мартынчик.png

С.А. Мартынчик:

Тематика мастер-классов Университета определяется внедрением в практику вузов нового продукта Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) – системы Science Index, предназначенной для учета публикационной активности и цитируемости российских научно-образовательных организаций.

Система Science Index - аналитическая надстройка над базовым интерфейсом РИНЦ, новые сервисы и инструменты, используемые для централизованной регистрации авторов ответственным представителем от структурного подразделения, ввода отсутствующих в РИНЦ публикаций в базу данных, ведение структуры организации с расчетом статистических показателей по подразделениям. СистемуScience Index отличают от РИНЦ более широкие функциональные возможности для авторов. Так, к примеру, меняется качество и полнота данных (увеличен архив и глубина поиска до 10 лет); усилена точность привязки публикаций к авторам, организациям, журналам;существует функцияучета публикаций разных типов из разных источников; есть возможностьсоздания электронного хранилища (репозитария) научных публикаций организации и условий доступа;появилисьновые показатели и методики анализа публикационной активности (уникальные коды автора, компетенции, тренды и фронты исследований, нормализованные показатели цитирования при условии подписки Web of Science, Scopus).

Задача мастер-класса – знакомство с аналитическими инструментами и сервисами Science Index. Уполномоченным сотрудникам Университета целесообразно посетить мастер-класс, получить навыки, необходимые для развития системы управленческого учета и контроля результатов научной деятельности.

- Какие задачи на пути повышения публикационной активности и рейтинга Университета предстоит решить Университету?

С.А. Мартынчик: Первый Мед стремится войти в категорию университетов мирового класса. Это понятие вбирает в себя изобилие ресурсов, концентрацию талантов, эффективное управление. В связи с этим, большое значение приобретает качественный анализ всего объема университетских публикаций, представление полной и объективной оценки результативности и эффективности научной деятельности. Эта оценка влияет на рост показателей публикационной активности и занимаемые позиции в российских и международных рейтингах вузов.

На пути к повышению к публикационной активности и рейтинга Университету предстоит решить задачу организации, развития и поддержки интегрированной информационно-коммуникативной системы РИНЦ-Science Index, как инструмента, обеспечивающего реализацию инновационного цикла: от поиска научной информации к системе оценке научно-исследовательской деятельности и принятия решений.

Основной целью выбранных инструментов и методов является выход вуза на новые рубежи развития и высокие конкурентные позиции за счет наращивания научного потенциала.

В конечном итоге, создание эффективных форм сотрудничества и кооперации с РИНЦ, интеграции в единое коммуникационное пространство дает возможность медицинскому вузу увеличить свой научный потенциал, занять прочные позиции и стать более конкурентоспособным на внутреннем и международном рынке научных услуг.

Наталья Литвинова