15 октября 2013 г. в Первом московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова состоялась
. Эта конференция стала знаменательным событием в научной жизни и в целом в деятельности нескольких факультетов, кафедр и всего университета.
Конференция была организована по инициативе кафедры фармации фармацевтического факультета и кафедры теории и технологии обучения в высшей школе факультета послевузовского профессионального образования врачей. В ней приняли участие также сотрудники кафедр фармацевтической химии и фармакогнозии и травматологии, ортопедии и хирургии катастроф. Кроме того, соавтором одного из докладов был известный израильский учёный профессор А.Ф. Сокол. Таким образом, конференция приобрела статус межкафедральной, межфакультетской с международным участием.
Знаменательной конференция стала и потому, что на ней рассматривались проблемы фармацевтического образования и подготовки преподавательских кадров медицинских и фармацевтических кадров, которые, как известно, являются одними из приоритетных в поставленных перед системой российского здравоохранения президентом Российской Федерации В.В. Путиным, премьер-министром правительства Д.А. Медведевым и министром здравоохранения В.И.Скворцовой задач развития.
Наконец, главной особенностью данной конференции явилось то, что она проходила в рамках «Андрагогических чтений», то есть, была посвящена актуальным проблемам применения андрагогических принципов организации обучения фармацевтических и медицинских специалистов на различных уровнях: додипломном и последипломном, включая интернатуру, ординатуру, аспирантуру и систему повышения квалификации.
Кроме того, конференция проходила в свободной форме, в формате сообщений, ответов на вопросы и дискуссии по обсуждаемым проблемам.
Вступительным словом открыл конференцию профессор кафедры теории и технологии обучения в высшей школе
С.И.Змеёв, ведущий учёный по проблемам андрагогической организации процесса обучения. Он подчеркнул, что первая такого рода конференция должна обсудить и помочь найти решение насущных проблем обучения фармацевтических и медицинских специалистов на разных уровнях в современных условиях, с учётом актуальных требований к подготовке специалистов здравоохранения.
В своём докладе, открывшем дискуссионное обсуждение проблем по тематике конференции, профессор С.И.Змеёв проанализировал возможности, условия, проблемы применения андрагогических принципов в процессе подготовки и повышения квалификации фармацевтических и медицинских кадров.
Заведующий кафедрой фармации профессор
А.А.Маркарянпроанализировал различные сферы деятельности кафедры и акцентировал внимание слушателей на использовании андрагогических принципов в организации работы кафедры фармации.
Профессор кафедры фармацевтической химии и фармакогнозии
М.Н. Денисова представила инновационные подходы к дополнительному высшему фармацевтическому образованию на базе андрагогических принципов, используемые сотрудниками кафедры в работе летнего лагеря «Филин».
Профессор кафедры теории и технологии обучения в высшей школе
О.Е. Баксанский посвятил своё выступление анализу конвергентных технологий современного высшего образования.
Старший преподаватель кафедры фармацевтической химии и фармакогнозии
Н.С. Смирнова представила сообщение, подготовленное совместно с доцентом кафедры теории и технологии обучения в высшей школе
А.С. Соколовой, в котором рассматривалось использование андрагогических принципов в профориентационной работе в учебном процессе с интернами по специальности «Фармацевтическая химия и фармакогнозия».
Заведующая кафедрой теории и технологии обучения в высшей школе
Н. Е. Важеевская и доцент кафедры фармации
О.В. Евдокимова в своём сообщении проанализировали процесс разработки учебно-методического пособия "Фармацевтические несовместимости" для провизоров по программе послевузовского образования с целью повышения эффективности учебного процесса, организованного на основе андрагогических принципов.
Пути реализации принципа сознательности в обучении взрослых предложил в своём докладе профессор кафедры теории и технологии обучения в высшей школе М.А. Лямзин.
В нескольких сообщениях было рассмотрено применение андрагогических принципов в конкретных случаях:
• при разработке ситуационных задач по модулю: «Фармацевтическая технология» в процессе подготовки провизоров-интернов доцентом кафедры фармации Т. Ю. Глазковой;
• в ролевых играх в процессе освоения компетенций врачей-ординаторов на кафедре травматологии, ортопедии и хирургии катастроф доцентом данной кафедры Г.Г. Гордеевым;
• в процессе совершенствования методов контроля знаний интернов при изучении модуля «Управление и экономика фармации» старшим преподавателем кафедры фармации Д.А. Ермаковым.
О некоторых путях оптимизации мыслительной деятельности врача и пациента при использовании медикаментозной терапии на базе андрагогического подхода рассказала профессор кафедры теории и технологии обучения в высшей школе
Р.В. Шурупова в своём сообщении, подготовленным совместно с профессором А.Ф. Сокол, представляющим Израильскую независимую академию развития наук.
В заключительном слове профессор С.И. Змеёв подчеркнул значительность данной конференции для осознания важной, системообразующей роли андрагогических принципов в процессе повышения качества подготовки и повышения квалификации фармацевтических и медицинских кадров.
Участники конференции выразили единодушное мнение о необходимости регулярного проведения андрагогических чтений и расширения числа участников конференции.