Новый формат сдачи экзамена опробовали в Сеченовском университете

24 мая 2017 года студенты 2 курса Педиатрического факультета сдавали зачетные испытания по дисциплине «Сестринские манипуляции в педиатрии» в новом формате.

Большинство используемых методов преподавания и контроля знаний имеют общий изъян – отсутствие стандартизованных критериев оценки. Условием, повышающим объективность педагогического контроля, становится наличие точных критериев оценивания. Именно поэтому в Сеченовском университете, впервые в практике, провели серию зачётных испытаний в новом формате Объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ). Площадкой для апробации новаторского эксперимента выступил Центр непрерывного профессионального образования (ЦНПО) Сеченовского университета.

Для повышения объективности контроля знаний кафедра пропедевтики детских болезней Педиатрического факультета совместно с ЦНПО приняла решение провести итоговые зачетные испытания по дисциплине «Сестринские манипуляции в педиатрии» в необычном формате.

ОСКЭ представляет собой метод, используемый для оценки клинической компетентности. В основе ОСКЭ лежит комплексная оценка посредством прохождения испытуемыми определённого количества станций, моделирующих различные аспекты профессиональной компетентности. Все участники проходят одинаковые испытания, последовательно переходя от станции к станции в соответствии с расписанием. Результаты выполнения заданий при этом оцениваются с использованием электронных листов экспертной оценки – чек-листов.

«Это объективизированный экзамен, потому что каждый студент проходит через одни и те же станции и имеет один и тот же набор заданий. Таким образом, исключается момент субъективности. Экзаменуемый не контактирует напрямую с экзаменатором, он работает по чёткому алгоритму»,- рассказала пресс-службе Сеченовского университета профессор Светлана Эрдес, заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней.

Проведение экзамена в новом формате стало логичным продолжением процесса освоения студентами дисциплин «Первая помощь и уход за больным», «Сестринское дело» и «Сестринские манипуляции в педиатрии». Изучение этих дисциплин в течение первого и второго курсов учёбы осуществлялось в формате симуляционного обучения на базе Центра непрерывного профессионального образования Сеченовского университета и Межкафедрального Симуляционного центра Университетской клиники педиатрии и детских инфекционных болезней на базе ДГКБ №9 им. Г.Н. Сперанского.

Именно опыт предшествующего симуляционного обучения студентов, в том числе в составе тьюторских групп, которое также успешно внедряется на кафедре пропедевтики детских болезней, позволил студентам избежать стресса, который могут испытывать экзаменуемые, впервые попадающие в условия подобных центров.

ОСКЭ для студентов Первого МГМУ им. И.М. Сеченова – это пилотный проект, который особенно актуален в рамках подготовки к предстоящей аккредитации врача-педиатра участкового, которая будет проводится в 2017 году впервые.

«Эксперимент себя совершенно оправдывает. Здесь все стороны в выигрыше. Студенты 2 курса Сеченовского университета получают уникальную возможность попробовать, как будет выглядеть аккредитация начиная со 2 курса. И самостоятельно готовиться к этому как психологически, так и технически. А мы, в свою очередь, отрабатываем наши технологии на большом количестве участников аккредитации. Это очень хороший опыт для нас в методическом плане – для отработки новых электронных чек-листов», - отметил Денис Грибков, заместитель руководителя ЦНПО.

Для проведения ОСКЭ могут быть использованы различные тренажеры и симуляторы, стандартизированные или реальные пациенты. Суть ОСКЭ заключается в имитации процесса обследования и лечения пациента, поэтому практические испытания на станциях ОСКЭ обычно представляют собой задания на интерпретацию исследований, оценку коммуникативных навыков (сбор анамнеза, сообщение плохих новостей), а также технических навыков. Таким образом, ОСКЭ - больше, чем комплексный экзамен. Методика, в отличие от традиционных методов оценки, позволяет оценить и продемонстрировать, что учащиеся «могут сделать», а не то, что они «знают».

Для проведения зачётных испытаний по дисциплине «Сестринские манипуляции в педиатрии» были созданы четыре станции: «Базовая сердечно-лёгочная реанимация», манипуляция «Внутривенная инъекция», манипуляция «Ежедневный туалет новорожденного», манипуляция «Измерение артериального давления». На станциях использовались специальные тренажёры, обучение на которых студенты проходили в течение первых двух курсов.

В ходе сдачи зачета по сердечно-лёгочной реанимации использовался специальный тренажёр, подключенный к компьютеру, который регистрировал параметры выполнения действий (скорость при компрессии грудной клетки и искусственной вентиляции лёгких, глубина давления, объем, частота и т.д.).

Станция «Измерение артериального давления» предполагала работу симулированных пациентов из числа специально обученных лаборантов кафедры пропедевтики детских болезней. Для обеспечения объективности педагогического контроля использовалась видео- и электронная фиксация хода проведения испытаний и достигнутых результатов.

«Если говорить по горячим следам, то было сложно, нервы, что называется, были на пределе. Но когда ты в первый раз это проходишь, конечно, это самые неповторимые впечатления. В общем, ребята, готовьтесь. Лично у меня наибольшие трудности вызвала станция «Ежедневный туалет новорожденного». Тут главное было – не растеряться», - поделился своими впечатлениями экзаменуемый Илья Скрябин, студент 2 курса Педиатрического факультета, только что прошедший все станции экзамена.

Подобные технологии обучения сегодня преобладают в мире в сфере оценки успеваемости при переводных и выпускных экзаменах в большинстве медицинских школ США, Великобритании и Канады. Внедрение подобных прорывных технологий в обучении студентов младших курсов медицинских ВУЗов – важная ступень для дальнейшего освоения профессиональных навыков.

Фотоотчёт

про COVID-19