Нейробиология СДВГ: в Сеченовском университете состоялась очередная лекция Клаус-Питера Леша

7 апреля 2017 года в большой аудитории кафедры нормальной физиологии Сеченовского университета состоялась лекция Клаус-Питера Леша (Klaus-Peter Lesch) на английском языке «Нейробиология синдрома дефицита внимания и гиперактивности» (Neurobiology of attention-deficit hyperactivity disorder).

Профессор Клаус-Питер Леш – заведующий отделом молекулярной психиатрии, директор лаборатории трансляционных нейронаук Университета Вюрцбурга (Германия), профессор кафедры трансляционных нейронаук Школы психического здоровья и нейронаук Университета Маастрихта (Нидерланды), победитель первого конкурса на создание научной лаборатории, проведенного Международным экспертным советом (МЭС) Сеченовского университета в 2016 году.

Тема лекции – Neurobiology of attention-deficit hyperactivity disorder – актуальна и находится в русле современных исследований. Молекулярно-генетические исследования дают основания предполагать, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) может стать началом клинического гетерогенного расстройства. Для него, наряду с другими симптомами, характерны такие проявления, как повышенная импульсивность и эмоциональная дисрегуляция – неспособность, даже приложив значительные усилия, влиять на свои эмоциональные переживания, что приводит к проблемам в межличностных взаимоотношениях и профессиональной жизни.

Считалось, что СДВГ – это расстройство детского возраста (children/дети – 100%), которое постепенно проходит в подростковом возрасте (adolescents/подростки – 75%), но уже есть документальные подтверждения тому, что в ряде случаев СДВГ сопровождает на протяжении всей жизни (adults/взрослые – более 30%). Возрастное соотношение лиц с СДВГ (а lifetime of ADHD) выглядит следующим образом.

Безымянный.jpg

Восприимчивость к СДВГ могут увеличить ген рецептора дофамина D4, ген транспортера дофамина и ген D2-рецептора дофамина, а также различные неблагоприятные условия окружающей среды. Исследования по изучению связей между геномными вариантами и фенотипическими признаками – Genome-Wide Association Studies (GWAS), предоставляют важную возможность для проведения агностической оценки связи между общими генетическими вариантами и риском заболевания.

В своей лекции Клаус-Питер Леш уделил внимание новым направлениям исследований GWAS в нейробиология ADHD/СДВГ, аналитике предлагаемых методам лечения и ряду других вопросов.

Наталья Литвинова

про COVID-19