Eng
Московский врач – это знания и достойное отношение к пациентам

27 сентября заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития, доктор медицинских наук, профессор Леонид Печатников встретился со студентами, ординаторами и аспирантами Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Он рассказал о пилотном проекте «Московский врач», модернизации московских клиник, ответил на вопросы.

Открывая встречу, ректор Петр Глыбочко отметил: 

«Леонид Михайлович Печатников выпускник нашего университета, работал и продолжает работать в нашем университете. Сегодня у вас есть возможность задать заместителю мэра Москвы интересующие вас вопросы».

Предваряя сессию вопросов и ответов, Леонид Печатников отметил, что одним из преимуществ Первого меда всегда была и остается отличная лечебная база. Для клинического образования будущих врачей, особенно тех, кто в будущем придет в московское здравоохранение это чрезвычайно важно.

«За последние пять лет в московской медицине произошли революционные изменения. Колоссальные средства вложены в развитие городских клиник, приобретение медицинского оборудования, создание сети инсультных и кардиологических центров.

В то же время, внедренное по системе ОМС одноканальное финансирование, требует очень высокой производительности труда, знаний и умений, поэтому Минздрав России вместо сертификации внедряет аккредитацию. По сути, это ужесточение требований к знаниям врачей. В Москве мы ввели дополнительную региональную оценочную категорию для врачей, которая называется «Московский врач». Те, кто получает это звание, имеет право на серьезные надбавки к заработной плате.

Сегодня средняя заработная плата врачей поликлиник приближается к 110 тыс. рублей в месяц, это сопоставимо со средней заработной платой врачей общей практики в европейских странах. И мы вправе требовать достойного отношения к пациенту, навыков и знаний, которые бы соответствовали высокому статусу московского врача».

Вопрос о том, дает ли какие-то преимущества статус «Московский врач» при работе в федеральных медицинских учреждениях, был одним из первых.

«Надбавки за статус «Московский врач» выплачиваются только в медицинских учреждениях Департамента здравоохранения Москвы», – ответил Леонид Печатников.

Один из вопросов касался того, могут ли получать статус «Московский врач» представители других регионов. Леонид Печатников отметил: «Мы приглашаем медиков из регионов, в частности из Московской области для того, чтобы они проходили тесты на получение этого статуса и приветствуем интерес специалистов из других регионов».

На опросы о востребованности различных медицинских специализаций в московской системе здравоохранения, вице-мэр ответил: «Мы ждем в поликлиниках, прежде всего, врачей общей практики, это одно из приоритетных направлений работы Департамента здравоохранения Москвы».

Ординатор первого года обучения, задал вопрос о проездных социальных картах для ординаторов. Вице-мэр ответил, что такие льготы для ординаторов и аспирантов законодательством не предусмотрены, но вопрос услышан и будет рассмотрен исходя из возможностей бюджета города.

Студент, стипендиат Правительства Москвы задал вопрос о том, можно ли ввести квотирование мест в государственных и частных компаниях для стажировки и выполнения научных работ студентами 1-3 курсов – их неохотно берут на стажировку, полагая, что нет достаточных навыков и знаний.

Ответ на вопрос Леонид Печатников начал с модели ранней профориентации – предуниверсария, напомнив, что самый большой – в Сеченовском Университете: 

«Мы приблизили школьников к университету. Компании Москвы могут заключить договор со старшеклассниками – учащимися Предуниверсария или студентами младших курсов вузов – Правительство Москвы это поощряет и готово мотивировать учащихся и компании. Мы крайне заинтересованы в именно таком сотрудничестве».

Петр Глыбочко отметил, что вице-мэр Москвы – идеолог создания предуниверсариев и эта модель, как показывает опыт университета, успешно развивается и становится очень востребованной. Кроме того, участвуя в проекте «5-100» вуз реализует совместные программы с крупными международными и российскими фармацевтическими компаниями, которые готовы принимать на стажировку лучших студентов. После третьего курса студенты получают допуск и могут работать медсестрой или медбратом, но клиники берут на работу очень неохотно.

Леонид Печатников пообещал оказать содействие: решить вопрос о том, как мотивировать московские клиники принимать студентов на работу. Вопросов, касающихся стажировок и трудоустройства в клиники Москвы было много. На каждый из них вице-мэр дал исчерпывающий ответ.

На вопрос студентки о стажировке в сфере регенеративной медицины ответил ректор университета: «В нашем вузе создан Научно-технологический парк биомедицины, институты развития, в том числе, Институт регенеративной медицины под руководством хирурга Дениса Бутнару. В составе института международная научно-образовательная лаборатория регенерации скелетных тканей, привлекающая к научной работе студентов и аспирантов и другие проекты, где вы можете пройти стажировку по инновационным направлениям науки и медицинской практики».

Одним из последних прозвучал вопрос студентки второго курса о том, как врачу завоевать доверие и уважение пациентов.

«В 23 года, когда был ординатором, то мечтал, чтобы у меня поскорее появилось как можно больше седых волос, – ответил Леонид Печатников. – Я был уверен, что это добавит мне солидности и уважительного отношения со стороны пациентов. Сегодня пациент часто с большим интересом смотрит на молодых специалистов, думая примерно так: «Врач в возрасте может чего-то и не знать из современных тенденций, а молодой всегда в курсе последних достижений». Но в любом возрасте, главное для врача – искреннее сострадание пациенту. Научиться этому нельзя и с опытом это не придет, а пациент чувствует: сострадает ему врач или нет. Поэтому, если вы знающий, квалифицированный специалист, проявляющий сострадание к пациенту, то очень быстро завоюете его уважение и доверие».

Знания, навыки, умение работать, применяя инновационные достижения в медицинской практике, и сострадание – главное в работе московского врача. Это урок Леонида Печатникова студенты Первого МГМУ им. И.М. Сеченова усвоили отлично.

Фотоотчёт