Могут ли гуманитарные науки изменить медицину XXI века?

В октябре 2017 года в г. Пальма де Майорка (Испания) прошел первый международный симпозиум «The Doctor as a Humanist» (DASH 2017). Прошедший симпозиум стал квинтэссенцией длительного активного сотрудничества представителей пяти европейских и американских университетов: Сеченовского университета (Россия), университета Помпеу Фабра (Испания), Королевского университета (Великобритания), Университета Балеарских островов (Испания), а также университета Джонса Хопкинса (США).

В организационный комитет мероприятия вошли представители Сеченовского университета —заведующая кафедрой иностранных языков Ирина Марковина и руководитель Офиса академического письма Джонатан Макфарланд. На симпозиуме присутствовали эксперты из разных стран мира (Великобритания, Испания, Россия, Бразилия, Индия, США, Канада), специализирующиеся в области гуманитарных наук и медицинского образования, а также студенты-медики и молодые врачи, представляющие различные университеты стран-участниц.

Ключевой идеей мероприятия стал вопрос «Могут ли гуманитарные науки изменить медицину XXI века?». Также одна из основных целей симпозиума заключалась в создании Международной ассоциации, призванной разработать способы внедрения гуманитарных наук в медицинскую учебную программу и практику. Участники симпозиума рассмотрели основные подходы к интеграции гуманитарных наук в медицинское образование и профессиональную подготовку на рабочих местах, также они обсудили текущие проблемы и вопросы медицинской коммуникации.

Джонатан Макфарланд во время своей приветственной речи произнес слова, определившие основную идею симпозиума: «Моя цель и цель всех, кто поддерживал меня с самого начала, состоит в том, чтобы этот симпозиум начал процесс возвращения душевности и сердечности в медицину и стал своего рода фундаментом для дальнейшего глобального межкультурного сотрудничества, целью которого было бы развитие и внедрение в медицину гуманистических принципов наравне с научными».

Программа была разделена на три основных секции: медицинское образование и гуманитарные науки, искусство и медицина, литература и медицина.

Основная идея первой секции заключалась в том, что «в отношениях между врачом и пациентом используются два разных языка – язык медицины и язык эмоций, поэтому педагоги должны научить молодых врачей правильно использовать эти языки». Были представлены четыре интересных доклада: профессор Венди Рид (руководитель отдела образования в институте Медицинского образования, Англия) выступила с докладом «Медицинское образование в Англии: могут ли помочь гуманитарные науки?». Профессор Тревор Гиббс (Ассоциация «Медицинское образование Европы») представил сообщение на тему «От обучения к практике: важность эффективной оценки». Профессор Мануэль Пера (Автономный университет, Барселона) представил вызвавший большой резонанс доклад на актуальную тему «Гуманистические принципы как инструмент для уравновешивания избыточной «технологичности» в обучении будущих врачей: положительный опыт применения». Завершал первую секцию доклад доктора Лестера Ляо (Университет Альберта, Канада) «Очаровывающее мировоззрение: воздействие на современную медицину». Доктор Ляо подвел итог секции, высказав идею о том, что «разочарование в медицине является следствием утраты благодарности за то, что дают гуманитарные науки».

Для второй секции «Медицина и искусство» участники сформулировали основную идею, что «пациенты нуждаются во врачебной мудрости, мудрость же берет начало от интеграции гуманитарных наук в медицину». Выступавшие в этой секции ораторы взяли этот принцип в качестве ключевого для своих сообщений и ответили на многие вопросы, которые нам задает медицина. Так, профессор Тим Дорнан из Королевского университета в Белфасте в своем докладе «Перенос в идеальную реальность. Музыка и здоровье» критиковал преподавателей медицинских университетов за их «одержимость учебной программой» и цитировал Эйнштейна: «Не все, что считается, можно посчитать, и наоборот, не все, что можно посчитать, считается». Профессор Дорнан также добавил: «Музыка неотъемлемая часть человеческого мозга <...> она может вылечить эмоциональную слепоту». Доцент Университета Джонса Хопкинса (Балтимор) Маргарет Чисольм в своем сообщении «Искусство врачевания у постели больного» высказала мысль о том, что «…искусство создает безопасное место, где медики могут найти отражение своих чувств. Оно освещает то, что значит быть человеком как для пациентов, так и для врачей». Профессор Хеди С. Вальд из Университета Брауна (Провиденс), представила крайне эмоциональный доклад «Отражение, стойкость, гуманизм», нашедший отклик у аудитории: после увлекательнейшего сообщения профессора завязалась оживленная дискуссия.

Заключительная секция, которой руководила профессор Ирина Марковина, называлась «Литература и медицина». Профессор Брайан Гурвиц, представляющий Лондонский Королевский колледж, выступил с необычным по форме докладом «Встреча фоторомана двадцатого века с медицинскими гуманитарными науками». Профессор Яцек Моствин из Университета Джонса Хопкинса (Балтимор) попробовал посмотреть на проблему медицинской коммуникации с другой стороны. В своем сообщении «Способы жизни медицинской жизни: мемуары и биографические очерки врача как источники информации для других» он сделал попытку одновременно решить две проблемы — проблему выгорания врачей и проблему недоверия пациентов к медработникам. Профессор Сабба Хусейн, представляющий Университет Макгилла (Монреаль) напомнил аудитории о первоначальных гуманистических принципах медицины, выступив с обзорным докладом «Гуманистическая медицина в исторической перспективе: от Ибн Халдуна до Криса Джаннона». Завершающим докладом первого дня симпозиума был самый «медицинский» доклад профессора Государственного университета Рио-Гранде-де-Сул (Бразилия) Мануэлы Вианны Боейры, проделавшей огромную научно-исследовательскую работу по изучению психических расстройств и выявлению предикторов суицида; для достижения своей цели автором были проанализированы письма и дневники Вирджинии Вульф. Результаты исследования были опубликованы в научно-медицинских журналах, а также представлены в рамках DASH 2017 Symposium в виде доклада «Биполярное расстройство: развитие и нейропрогрессия. Исследование сквозь призму произведений Вирджинии Вульф».

Второй день DASH 2017 по структуре в корне отличался от первого. Единственным докладчиком второго дня был профессор Маркос Надаль (Университет Балеарских островов), клинический психолог, интересующийся нейропсихологией, представивший увлекательную презентацию под названием «Сочетание гуманитарных наук и науки: влияние конструктивных особенностей на эмоции, поведение и физиологию». Логическим продолжением доклада профессора Надаля стал «хакафон». В этом разделе участники творчески поработали над ключевым вопросом симпозиума: «Могут ли гуманитарные науки изменить медицину XXI века?». В «хакафоне» принимали участие четыре группы – представители каждой из тематических секций первого дня DASH 2017, а также группа молодых врачей и студентов-медиков. После презентации результатов обсуждения, они сформулировали общие руководящие принципы новообразованного проекта «Doctor as a Humanist Association»:

1. Медицина — это искусство, основанное на гуманистических и научных принципах.

2. Гуманитарные науки столь же важны для медицины, как фундаментальные и клинические науки.

3. Гуманистическая помощь пациентам является основной целью, к которой должны стремиться все врачи.

4. Обучение врачей как гуманитарным наукам, так и медицинским, является основополагающим принципом в медицинском образовании.

Также в работе симпозиума себя ярко проявили студенты нашего университета Вероника Макарова (2 курс, будущий врач-исследователь), Елена Анненкова (врач, магистрант 1-го года обучения, лингвистическая магистратура) и Евгения Атькова (врач, магистрант 2-го года обучения, лингвистическая магистратура). Таким образом, наш университет не только стал одним из ключевых организаторов симпозиума, но и имел самую представительную делегацию.

В заключение Джонатан Макфарланд поблагодарил всех участников симпозиума за поддержку и помощь в его организации и отметил, что работа над проектом только начинается.

Евгения Атькова, магистрант 2-го года, программа Лингвистика: «Иностранный язык и межкультурная профессиональная коммуникация»


IMG_1565.JPG

про COVID-19