Мечты о школе: как понять, что ваш ребенок готов

Многие дети мечтают о школе — играют в занятия, потихоньку надевают ранцы старших братьев и сестер. Закон позволяет определять детей на учебу уже с 6,5 лет, однако многие врачи говорят о том, что далеко не каждый ребенок готов в школе. О том, как понять, что ваше дитя созрело для интенсивных школьных занятий, «МК» рассказали эксперты.

Мнение психолога

Как говорит психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и медицинской психологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Антон Сорин, ни один первоклассник не хочет специально разозлить маму своими плохими оценками, а наоборот, всеми силами стремится ее порадовать. И если это не выходит – не стоит ругать ребенка, нужно разобраться, почему у него не клеится учеба. Даже если у ребенка есть необходимые знания, правильная (внутренняя) мотивация и он психологически устойчив к новым ситуациям (или у него идеально-поддерживающие его в период адаптации родители), это еще не гарантия того, что он будет успешен в первом классе.

С точки зрения нейропсихологии возможны две проблемы, которые могут стать на пути любви ребенка к обучению в школе и его возможной успешности. Первая – проблема тонуса. «К сожалению, очень распространенная в современном мире проблема. Часто к нам на прием приходят дети с проблемами в этой сфере: это гиперактивные и, наоборот, гипоактивные дети. Речь идёт, в первом случае, о детях беспокойных, подвижных, имеющих трудности со сном; во втором - о детях, склонных быстро утомляться и испытывающих трудности с концентрацией внимания. Эти особенности сохраняются у ребёнка на протяжении всего его дошкольного и школьного детства и, если неправильно на них реагировать, могут стать источником проблем с успеваемостью в школе. К сожалению, корни этой проблемы растут из совсем раннего детства, поэтому общий тонус человека – это то, с чем ему придется обходиться всю жизнь. Но в наших силах ему помочь и поддержать», - говорит доктор Сорин.

Вторая проблема – произвольность и контроль. «Это те функции, которые формируются позже других, их формирование заканчивается к 18 годам. Однако к 7 годам, как раз к моменту начала обучения в школе, они в норме достигают оптимального уровня развития и определяют возможность ребенка заниматься малоинтересными делами. т. е., в тот момент, когда ребенок может, и в идеальном случае, хочет отвлечься от игрушек и сесть заниматься неинтересными делами (писать буквы, читать, считать), тогда можно говорить о том, что ребенок готов к школе. Однако не у всех детей произвольность формируется к нужному возрасту, т.к. темпы развития у всех разные. Либо родители торопятся отправить ребенка в школу и не обращают внимания на то, что не все необходимые функции созрели», - продолжает эксперты.

Как отличить отсутствие произвольности и контроля от гиперактивности, которые могут выглядеть на первый взгляд одинаково: ребенок неусидчив, не может сосредоточиться и постоянно отвлекается? Главное отличие – утомляемость ребенка. Если при гиперактивности происходит истощение ребенка к концу занятий и увеличивается его беспорядочная активность, то ребенок, у которого сложности с произвольностью, может выполнить сложное задание в конце занятий также легко, как и в начале. Если только ему это интересно.

Часто родители ориентируются именно на знания ребенка и торопятся отдать его в школу пораньше. Но ребенок еще не "наигрался" и просто не может высидеть урок в школе. Тут и начинаются проблемы с невнимательностью. В этом вопросе главный совет родителям - прислушиваться к своему ребенку, к его возможностям и желаниям. И не ориентироваться на детей друзей и соседей.

Мнения других экспертов вы можете прочитать в материале МК.

фото: Кирилл Искольдский

про COVID-19