В кулуарах трека «Здравоохранение» четвертого сезона конкурса «Лидеры России» – флагманского проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей» обозреватель «Медицинской газеты» Алексей Папырин взял интервью у директора Института лидерства и управления здравоохранением Сеченовского университета, профессора, Президента Общероссийской общественной организации «Общество специалистов по организации здравоохранения и общественному здоровью»  Руслана Хальфина.

    - Руслан Альбертович, второй год в конкурсе «Лидеры России» существует трек «Здравоохранение». Насколько все-таки объективно проходит отбор победителей в этом престижном, если так можно выразиться, интеллектуальном образовании?

  - «Лидеры России» – это действительно флагманский проект, который позволяет талантливым управленцам проявить свои лидерские качества и в жёсткой, конкурентной борьбе стать победителем.
Уже второй год я поражаюсь, какое количество молодых организаторов здравоохранения со всей страны мотивированны на участие в конкурсе, имеют идеи, проекты и стартапы. Это даже не десятки - а сотни человек!
Система отбора кандидатов многоэтапная и начинается с представления резюме с подробным описанием опыта управленческой деятельности и подтверждения образования по организации здравоохранения и общественному здоровью. По факту, в соответствии с требованиями, в конкурсе могут участвовать только врачи, имеющие образование в сфере оргздрава. Однако, мы сталкиваемся с тем, что много заявок подают не только врачи, но экономисты и юристы, имеющие многолетний опыт работы в системе здравоохранения. Мы считаем справедливым также допускать их к конкурсу, чтобы и они, в рамках испытаний доказали свою компетентность.
Далее участники проходят довольно сложное тестирование и в ходе очного этапа, в малых группах, «за круглым столом» анализируют кейсы, ситуационные задачи, демонстрируя свои лидерские навыки, умение работать в команде, умение выстраивать эффективную коммуникацию, проявляя системное мышление и открытость к новому.
На мой взгляд, главные качества лидера – это умение брать на себя ответственность за свои решения (даже не всегда популярные), способность сформировать эффективную команду и не бояться делегировать полномочия, постоянно развивать свой потенциал.
Именно поэтому в данном конкурсе все построено на интерактиве, когда каждый участник может проявить себя не только как профессионал в области организации здравоохранения и общественного здоровья, но и продемонстрировать свою креативность, инициативность, харизматичность и умение убеждать и аргументированно отстаивать своё мнение. Так что не только в важности, но и в объективности и справедливости конкурса сомневаться не приходится.

- На Ваш взгляд, улучшилась ли за последние годы подготовка организаторов здравоохранения?

- Проблема подготовки организаторов здравоохранения на сегодняшний день стоит очень остро. Сейчас за подготовку управленцев берутся все. И большинству организаций почему-то кажется, что это легко: специальность теоретическая, особого оборудования для практических навыков не требуется (это не хирургия с терапией). Поэтому развелось огромное количество дистанционных центров, автономных организаций и даже индивидуальных предпринимателей, которые выдают дипломы по оргздраву направо и налево и без надлежащего контроля присуждают право на занятие профессиональной деятельностью в этой области.
С этим надо бороться. Все программы повышения квалификации, не говоря уже о программе переподготовки, должны быть приведены в соответствии с требованиями профессионального стандарта по нашей специальности и компетентный организатор здравоохранения должен учиться очно, осваивая множество модулей и реально проходить аккредитацию, сдавая практические навыки по специальности.
Я хочу еще раз подчеркнуть, что отечественное здравоохранение на данном этапе нуждается в управленцах нового поколения, именно они должны формировать систему здравоохранения сегодняшнего и будущего дня, двигать ее вперед и стать триггером ее качественного развития. Прежде всего современные лидеры должны активно включаться в реализацию приоритетных национальных проектов, делать все в своих медицинских организациях независимо от того, государственные они или частные, для того, чтобы каждый человек в нашей стране почувствовал изменения в системе к лучшему. Поэтому и ответственность за подготовку таких специалистов должна быть высока и спрашивать с организаций, выпускающих управленцев, надо очень строго.

- Чтобы она достигла нового уровня, надо ли пересмотреть образовательные программы ординатуры по организации здравоохранения?

- Программа ординатуры безусловно должна актуализироваться и мы участвуем в пересмотре нового федерального государственного образовательного стандарта, который сейчас проходит процедуру согласования, в том числе и по линии Общества специалистов по организации здравоохранения и общественного здоровья.
Меня радует существующий тренд на практико-ориентированное обучение в ординатуре, когда 2/3 программы – это практическая деятельность будущих медработников на различных базах. Поэтому, возвращаясь к предыдущему вопросу, невозможно организаторов здравоохранения обучать дистанционно, теоретически по «пыльным» учебникам прошлого века. Современным медицинским менеджерам, еще в рамках ординатуры, необходимо пройти практику и в органе управления здравоохранением и в медицинских организациях различных форм собственности и ведомственной принадлежности и в системе медицинского страхования и прочих. Мы, например, еще на первом году обучения направляем наших ординаторов еще и на такую базу практики как Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. Надо сказать, что наши выпускники с удовольствием трудоустраиваются в эту службу и осуществляют в последствии контрольно-надзорные функции в системе здравоохранения, что также является прямой профессиональной траекторией выпускника ординатуры по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

    - Извечный вопрос, кто должен управлять лечебными учреждениями врачи или менеджеры?
  
    - Действительно, тема - кто же должен управлять медицинской организацией врач или менеджер с немедицинским образованием муссируется в здравоохранении много лет и споры все еще никак не утихнут. Я давно убежден в том, что управлять медицинской организацией должен врач – главный врач, опирающийся на команду профессиональных заместителей, в том числе и по финансово-экономическим вопросам с экономическим образованием и пр., компетентных в различных направлениях деятельности. Этой позицией я делился с новым поколением управленцев на конкурсе «Лидеры России».
В условиях пандемии мы наглядно убедились, что мобилизационная готовность здравоохранения в интересах общественного здоровья стала гораздо важнее ее экономической привлекательности в интересах извлечения прибыли. Мы все свидетели того, какие управленцы сейчас необходимы и какими компетенциями должны обладать. Стране необходимы профессиональные врачи - организаторы здравоохранения, знающие клинические особенности течения заболеваний, исходя из этого умеющие оперативно принимать решения, особенно в условиях чрезвычайной ситуации. Нужные решительные, волевые, целеустремлённые, умные люди способные правильно распределять ресурсы внутри медицинской организации, организовывать маршрутизацию и перераспределять потоки пациентов, формировать команды специалистов. Они должны обладать (или их необходимо научить этому) навыками эффективной коммуникации с населением, чтобы убеждать проходить вакцинацию. Также они должны быть готовы просчитывать риски, владеть современными информационными технологиями и при этом постоянно думать о состоянии здоровья обслуживаемого населения и отвечать за каждый летальный исход. Кстати, особое внимание нужно уделять развитию навыков кризисной коммуникации, чего не хватает не только у работников здравоохранения, но и у лиц, принимающих решения на самом высоком уровне. Все это может и должен делать только врач.
  
   – Почему в России так часто жалуются именно на плохое управление клиниками? Может, все дело в том, что пора изменить форму собственности большинства больниц и поликлиник?
  
    - Во-первых, не надо забывать, что 85 % всех проблем связано с непрофессиональным управлением любого процесса и только 15% с исполнительским блоком (кадры, механизмы, деньги), поэтому жалуются на управленцев не просто по привычке, а потому что от организационного этапа зависит успех по сути любого проекта.
    Во-вторых: неудачный, неграмотный управленец может нанести делу непоправимый ущерб. Это усугубляется еще и тем, что сам технологический процесс организуется, как правило, не на основе горизонтального управления, а строго по вертикали с жестким администрированием!
Что касается расширения форм собственности, то это, конечно, будет способствовать повышению ответственности руководителя и росту эффективности медицинской организации. Но беда в том, что отрасль по факту не пошла даже на начальный шаг расширения организационно-правовых форм медицинской организации, в результате чего автономных больниц и поликлиник практически нет, а самостоятельная деятельность бюджетных организаций с расширенными правами не состоялась! Федеральный закон от 08.05. 2010 года №83-ФЗ выполнен формально. Причины тут двухсторонние: с одной стороны органам управления здравоохранением не хочется иметь проблемы, которые могут возникнуть, а с другой, основная масса руководителей вовсе не мечтают о самостоятельной работе, наученные горьким опытом - и своим, и коллег! Так что форму собственности медицинских организаций менять надо, но не формально «для дяди», а реально - для пациентов, при этом, не ущемляя права и интересы медицинских работников!
 

Ссылка на публикацию: mgzt.ru

про COVID-19