Комфортная среда обучения: новое время – новые требования

i.jpgКруглый стол «Комфортная среда обучения» прошел 30 сентября и стал одним из ярких событий XI Общероссийской конференции с международным участием «Неделя медицинского образования – 2020». Модераторы круглого стола – проректор по учебной работе Сеченовского Университета Татьяна Литвинова, начальник учебного управления Людмила Юдина и руководитель Дирекции образовательных программ Международной школы «Медицина будущего» Юлия Федорова. Главная тема – трансформация медицинского образования.


Представляя программный доклад о трансформации медицинского образования в Сеченовском Университете, Татьяна Литвинова отметила, что новое время предъявляет новые требования. Развитие цифровой экономики, внедрение цифровых технологий требует качественно новых компетенций и коммуникативных навыков, финансовой грамотности, индивидуальной траектории образования. Трансформация образования проходит в сложный период: весной 2020 года началась пандемия, а вслед за ней изменения нормативно-правовой базы, необходимые для внедрения дистанционной среды обучения и аттестации.


Проректор проинформировала об изменениях в законодательстве, программах практической подготовки, погружении в цифровую среду. Представила новую модель подготовки специалистов, включающую технологию приема (конкурсный отбор с учетом индивидуальных достижений), образовательные программы (индивидуальные траектории обучения), инфраструктуру (электронная среда) и менеджмент (управление программами через институты и центры).


«Наша цель – переход от получения знаний к освоению компетенций», – пояснила Татьяна Литвинова. Сегодня основной критерий качества – востребованность в социуме и на рынке труда.


Одним из факторов комфортной электронно-информационной среды стало создание МФЦ – многофункционального центра. По словам начальника учебного управления вуза Людмилы Юдиной, МФЦ освободил лидеров образовательных программ – директоров институтов и центров от рутинных вопросов сопровождения учебного процесса, административных процедур. МФЦ способствует свободному общению администрации и обучающихся, развитию цифровой корпоративной культуры, единству терминологии и процессов, таймингу образования. Студентам это позволяет лучше усвоить образовательные программы, высвобождает время для науки, культуры, спорта, участия в школах мастерства, работе студенческих научных обществ, помогает формировать индивидуальную траекторию образования.


С докладом о персонализированном подходе и индивидуальной траектории образования при подготовке врачей-исследователей выступила директор Дирекции образовательных программ Международной школы «Медицина будущего» Юлия Федорова. Основа образовательных программ школы – базовое классическое медицинское образование, вовлеченность в научно-исследовательскую работу, новые технологии и компетенции. Ядро школы – две программы подготовки «Врач-исследователь» и «Персонализированная медицина».


На платформе Международной школы «Медицина будущего» Сеченовского Университета пройдет Молодежный научный фестиваль биомедицины BiomedFest 2020 – проект, направленный на создание социального лифта для талантливой и ориентированной на научные исследования молодежи.

С презентацией деятельности Студенческого научного обществе (СНО) им. Н.И. Пирогова на круглом столе выступила профессор кафедры патологической анатомии им. акад. А. И. Струкова Татьяна Демура. Профессор рассказала о том, как идет научно-исследовательская и научно-организационная деятельность структуры, объединяющей 144 СНО Сеченовского Университета.


Доклады по разным аспектам создания комфортной среды обучения представили заместитель директора института по учебно-методической работе Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского Сеченовского Университета Елена Дудник, ассистент Отдела развития образовательных процессов Юрий Огнев, представители региональных вузов.


Продолжил мероприятие круглый стол «Инновационные подходы к обучению по специальности Лечебное дело». Модератором секции выступил директор Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского Сеченовского Университета Филипп Копылов.


Круглый стол начался с его доклада на тему «Ключевые компетенции цифровой экономики – интеграция в обучение – науку – клинику». В своей работе Филипп Копылов рассмотрел систему формирования профессиональной компетенции с использованием цифровых средств. В частности, создание полноценного современного цифрового сообщества на всех этапах обучения.


Так, главной особенностью современного студенчества Филипп Копылов назвал активное применение цифровых технологий, высокую скорость обмена информацией и низкую погружаемость в материал. Чтобы привести молодёжь к профессиональному росту, в своём докладе он предложил грамотно направлять их интерес в нужное русло при помощи высоких технологий и персонализированного подхода. В частности, обсуждалась работа портала sechenov.ru и Единого образовательного портала Сеченовского Университета. Также, по мнению спикера, положительную роль может также сыграть организация олимпиад и конкурсов. «Здоровая конкуренция способствует повышению мотивации на профессиональное развитие», – отметил он.


В круглом столе выступили Николай Ярыгин, заведующий кафедрой травматологии и ортопедии и медицины катастроф МГМСУ им. А.И. Евдокимова, с докладом «Возможности и ограничения online-обучения в медицинских вузах»; Анна Ходжаян, профессор кафедры биологии Ставропольского ГМУ, с докладом «Новые ФГОСы 3++: перспективы и инновации» и другие. Особым гостем стал Стефан Вишбауэр, директор Lecturio (Германия), с лекцией «Turning Constraints Into Opportunities: Advancing Evidence-Based Medical Education» на английском языке.