Как мир борется с гепатитом С
7 октября 2020
Гепатит 1.jpg5 октября состоялось одно из важных событий научного мира – вручение очередной Нобелевской премии по физиологии и медицине. В этом году ее удостоены молекулярные биологи Харви Олтер, Чарльз Райс и Майкл Хоутон за исследования, которые привели к открытию возбудителя гепатита C – «ласкового убийцы», как его называют врачи.

Статья об открытии вируса была опубликована аж в 1989 году, однако до сих пор ученые в том числе, в России, ищут способы борьбы с «тихим», но опасным вирусом. В нашей стране в рамках нацпроекта «Наука» сейчас ведется обновление оборудования для научных исследований и другие методы поддержки передовых разработок.

Почему открытие сегодняшних обладателей премии было важно для всего человечества, и что еще только предстоит сделать в борьбе с коварным вирусом, от хронической формы которого, по данным Всемирной организации здравоохранения, страдают около 71 миллиона человек по всему миру – в материале корреспондента портала «Будущее России. Национальные проекты».

Спасение миллионов жизней

Освободившись от инфекций, убивающих стремительно, человечество в XX веке обратилось к изучению болезней, протекающих длительно и скрытно. Внимание ученых привлекли поражения печени, которые условно разделили на две большие группы. По словам профессора кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Василия Власова, в первую группу вошли болезни, связанные с использованием грязной воды, обозначенные как гепатит А, во вторую – «кровяные» гепатиты.

Последние оказались разнородными, и в течение довольно продолжительного времени не удавалось их идентифицировать. «Первым был обнаружен гепатит В (названия давали по алфавиту) – этот гепатит оказался связан с переливаниями крови, иными тесными контактами. И, к сожалению, в течение некоторого времени оставалась неясной большая группа поражений печени, связанных с передачей через кровь, но не являющимися гепатитом В. Когда я учился в институте, в середине XX века, гепатиты А и В уже были открыты, оставались еще гепатиты "ни А, ни В" – так их и называли «NANBH», – рассказывает профессор.

Доцент кафедры биофизики и доцент кафедры физики живых систем МФТИ Олег Батищев уточняет, что возбудители гепатита А и В были открыты еще в 70-х годах, но врачи понимали: есть что-то еще. Они видели у больных симптомы, схожие с вирусной инфекцией гепатита, но не могли определить возбудитель. «Пациенту не могли назначить эффективную терапию, не могли разработать новые лекарственные препараты», – подчеркнул Батищев. К открытию огромной значимости ученые пришли лишь конце 1980-х годов:

Харви Олтер обнаружил вирусное происхождения гепатита С и его отличия от вирусов гепатита А и В, Майкл Хоутон, используя непроверенный на тот момент метод, изолировал геном вируса С, а Чарльз Райс представил «окончательные доказательства того, что вирус гепатита С сам по себе может вызывать гепатит». «Это исследование выявило причину оставшихся случаев хронического гепатита, которые не могли быть объяснены ранее. Кроме того, благодаря этому открытию стало возможным проводить анализ крови на этот тип инфекции. Эти исследования способствовали изобретению новых лекарств, которые спасли миллионы жизней!» – подчеркнул победитель конкурса «Лидеры России 2020», кандидат биологических наук, директор Физтех-школы биологической и медицинской физики МФТИ Денис Кузьмин.

«Гепатит С оказался самым опасным из данных вирусов по уровню смертности. И именно данное исследование позволило предложить эффективные методы борьбы с вирусом, что спасло миллионы жизней», – соглашается Олег Батищев.

Фармацевтическая революция

Практическая важность открытия, за которое авторы получили Нобелевскую премию, состоит в том, что на основании данных научной работы были выделены, описаны и систематизировали возможные пути течения вирусной инфекции, разработаны препараты, которые сейчас успешно пользуются при лечении пациентов. Но это произошло не сразу.

Профессор кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Василий Власов рассказывает, что на протяжении почти 20 лет после открытия для лечения гепатита С все еще не было ничего, кроме интерферонов. До недавнего времени диагноз гепатит С был смертным приговором: он не дает практически никаких клинических симптомов до момента пока у пациента не развивается вирусный цирроз печени, добавил доцент кафедры биофизики и доцент кафедры физики живых систем МФТИ Олег Батищев. «Интерфероновое лечение очень дорого, малоэффективно и очень плохо переносится больными. Поэтому то, что мы получили в последние 10 лет эффективное средство для лечения гепатита С – это один из самых больших успехов в фармации за всю историю. Подобного рода эффективных лекарств против убийственной болезни в истории человечества было не так уж и много», – отметил Василий Власов.

Несмотря на промежуток почти в два десятка лет между открытием и появлением высокоэффективной терапии, Василий Власов считает, что это достаточно короткая историческая перспектива. «Если бы наука могла всегда так делать – научившись понимать, сразу приводить к решению проблемы, мы бы любили науку еще больше», – шутит ученый. Профессор кафедры микробиологии Кабардино-Балкарского государственного университета (КБГУ) Заира Хараева тоже называет появление лекарств против гепатита С настоящей революцией. «Эффективное лечение гепатита С в России началось буквально в последние десятилетия благодаря открытиям ученых и работе фармацевтов. Раньше, в 1990-е и начале «нулевых», если у пациента находили гепатит С, В, D, F, то мы практически ничем не могли ему помочь, только облегчить его состояние», – вспоминает она.

По словам заведующего кафедрой терапии Института профессионального образования, директора Центра доказательной медицины Сеченовского Университета Чавдара Павлова, к настоящему моменту существуют уже несколько поколений противовирусных лекарств для лечения гепатита С, в том числе комбинированные препараты прямого противовирусного действия без побочных эффектов, среди которых есть и российские разработки. Например, в схему комбинированной прямой противовирусной терапии входит отечественный препарат «Нарлапревир».

Врачи до сих пор называют гепатит С «ласковым убийцей» за его бессимптомное течение в течение 10-20 лет, говорит профессор кафедры инфекционных болезней КБГУ Марьяна Нагоева. «С выделением этого вируса как отдельной нозологической единицы мы стали скрининговым методом обследовать пациентов, что позволяет выявлять больных на ранних стадиях. До того, как начнутся необратимые изменения, болезнь полностью излечима: последние группы противовирусных препаратов дают 99-100% излечиваемости по гепатиту С. То есть, вирус убрать можно и на стадии цирроза или рака, хотя от самого поражения печени уже так просто не избавится», – подчеркивает врач.

По ее словам, в России проводятся огромная работа по вопросу лечения и профилактики гепатита С, регулярно собираются профильные конференции и симпозиумы, где фармацевты, врачи и ученые делятся своими разработками. Сейчас всех стационарных больных и пациентов, идущих на плановые операции, в России обследуют на гепатит С. Внедрен также новый протокол переливания крови и ее компонентов, который исключает передачу болезни от донора к реципиенту. Однако несмотря на то, что найдено эффективное лечение гепатита С, люди продолжают заражаться им – в России сейчас выявлено 3,5 млн человек с хронической формой заболевания. Сократить это количество можно и нужно, считают специалисты.

Лечение - хорошо, а профилактика – лучше

Хотя вакцины против вируса еще нет, его разработка в России ведется, рассказала профессор кафедры инфекционных болезней КБГУ Марьяна Нагоева. «Думаю, что вакцина может быть изобретена, однако есть ряд сложностей. Строение возбудителя вируса гепатита С таково, что он ускользает от иммунной системы человека, она его не распознает и, соответственно, не вырабатывает антитела. Вторая особенность – очень быстрая мутация, которая не позволяет с такой же скоростью создавать вакцину. Но цель по разработке вакцины перед российскими учеными стоит», – сказала она.

Разработкой вакцины занимается, в частности, московский научно-исследовательский институт биомедицинской химии имени В.Н. Ореховича. Профессор кафедры микробиологии КБГУ Заира Хараева отметила, что возбудитель гепатита С мутирует даже быстрее, чем известный своим непостоянством вирус гриппа. Из-за этих сложностей прогнозировать время появления вакцины невозможно, считает она. Между тем, профессор отметила, что существующая вакцина против гепатита В дает существенное облегчение заразившимся гепатитом С.

Эта вакцина входит в национальный календарь прививок и вводится новорожденным детям с 2002 года. Ревакцинацию рекомендовано проводить группам риска (например, врачам) каждые 15 лет. Основными путями передачи вируса гепатита С врачи называют незащищенный половой контакт, внутривенное введение наркотиков или некачественные услуги, например, татуировки, пирсинг или косметологические уколы.

По словам Чавдара Павлова, практика показывает, что вирус часто переходит в хроническую форму, так как болезнь на первом этапе протекает без симптомов. «Но в целом все не так мрачно. То, что изобретена эффективная терапия, уже огромный шаг вперед! Например, сегодня можно даже использовать для трансплантации орган, зараженный гепатитом С, а после пересадки провести успешную терапию. С гепатитом С благодаря открытиям последних десятилетий все не так уж плохо», – заключил собеседник портала.

Ссылка на публикацию: Будущее России. Национальные проекты