Eng
ПутиArray
(
    [0] => pressroom
    [1] => news
    [2] => istoriya-imeet-znachenie-v-avstralii-sostoyalis-dva-krupnykh-istorikomeditsinskikh-foruma
)
4 Марта 2013
История имеет значение: в Австралии состоялись два крупных историко-медицинских форума

Под таким девизом в Австралии состоялись два крупных историко-медицинских форума, где были представлены и вызвали широкий резонанс доклады сотрудников кафедры истории медицины, культурологии и истории отечества Первого МГМУ.

В Сиднее прошел Восьмой Международный симпозиум по истории анестезии (ISHA), собравший около 160 участников, причем более половины из них приехали из других континентов. Подобные симпозиумы проводятся раз в четыре года (предыдущий был на Крите в 2009, а следующий будет в Бостоне в 2017 г.).

На официальном открытии симпозиума выступила губернатор Нового Южного Уэльса профессор Мари Башир. Ранее она работала врачом-психиатром, а затем была ректором Сиднейского университета. Повторно увидеть и услышать губернатора, но уже на телеэкране, можно было несколько дней спустя на многолюдном празднике в честь Дня Австралии в одной из сиднейских бухт.

Научная программа симпозиума продолжалась три дня в двух аудиториях одновременно. Было заслушано около 90 докладов. Разумеется, невозможно даже кратко остановиться на всех прозвучавших сообщениях. Перечислю лишь названия некоторых сессий: знаменитые имена в анестезии; анестезия и ее взаимоотношения с промышленностью; история лечения боли; региональная анестезия; военная анестезия; анестезия и античность; общество и анестезия, и т.д. Среди докладчиков были известные специалисты, которые сами уже стали частью истории анестезии. Например, президент Всемирной федерации анестезиологических обществ Дэвид Вилькинсон (D. Wilkinson, Великобритания), сопредседатель симпозиума, патриарх австралийской анестезиологии, профессор Росс Голланд (R. Holland).

На симпозиуме прозвучало немало докладов на высоком профессиональном уровне. Несомненный интерес представлял доклад Йогана Пёлля (J. Pöll, Нидерланды) о возникновении анестезии в Великобритании и Германии. Врачи-анестезисты появились в Великобритании раньше, чем в континентальной Европе, что связано с менталитетом английских хирургов, считавших ниже своего достоинства заниматься обезболиванием, в то время как их немецкие коллеги были склонны к холистическому мировоззрению и сами давали наркоз. Сравнительной истории становления анестезии в Великобритании и Германии с 1890 по 1940 гг. была посвящена диссертация Пёлля, недавно изданная в виде монографии.

Вопросам преподавания истории медицины были посвящены специальная сессия и семинар. К сожалению, ситуация здесь весьма тревожная. Например, в середине прошлого века в американских университетах насчитывалось около 40 кафедр истории медицины, а сейчас осталось лишь 9, причем возглавляют их, как правило, общие историки, не имеющие медицинского образования. В Германии в институтах истории медицины стала преподаваться медицинская этика, и в результате ряд таких учреждений оказался монополизирован философами-этицистами. В Австралии история медицины вообще не преподается студентам-медикам, а из программы последипломной подготовки анестезиологов вопросы по истории специальности были исключены. Что делать? Штартлинг предлагает объединить усилия и создавать междисциплинарные «Медико-гуманитарные колледжи» (Colleges for Medical Humanities), задачей которых была бы координации усилий и практическая поддержка образовательных и исследовательских проектов по истории медицины. Механизмом стимулирования интереса могло бы быть проведение международных «Летних школ» или семинаров. Немалую помощь в этом могли бы оказать профессиональные ассоциации (например, национальные общества анестезиологов). По мнению одного из участников семинара, надо прививать любовь к истории уже на школьной скамье. Первоочередной задачей было заявлено внедрение истории медицины в программу медицинских факультетов и вузов.

В этой связи большой интерес аудитории вызвал опыт преподавания истории медицины в российских медицинских вузах, где, согласно существующей программе, на изучение данного предмета выделяется 72 часа лекций и семинарских занятий. Автор этих строк рассказал об истории преподавания истории медицины в России и СССР, ее зависимости от политической конъюнктуры, имеющихся учебниках по данному предмету и их особенностях. Например, в 1950-е гг. историки медицины были озабочены выявлением и отстаиванием отечественных приоритетов. В частности, заявлялось о том, что пенициллин был открытии В.А. Манассеиным и А.Г. Полотебновым в 1871 г., витамины - Н.И. Луниным в 1880 г., инсулин - Л. Соболевым в 1901 г. и т.д. Постепенно преобладал более взвешенный подход. Если в первом издании учебника М.П. Мультановского (1961 г.) более половины объема было отведено истории отечественной медицины, то в учебнике Т.С. Сорокиной, изданном в 1990-е гг. ей отведено менее трети текста. Наиболее цитируемыми авторами первых учебников были Ленин, Маркс и Энгельс, Павлов и Сеченов (т.н. нервизм был объявлен краеугольным камнем советской медицинской науки, а ее философской основой, конечно же, являлось «великое учение марксизма-ленинизма»). В последующих учебниках частота их цитирования резко снижается. Согласно новой программе, история медицины преподается студентам 1-2 курсов в объеме 72 часов, включая лекции и семинарские занятия. В заключение был сделан вывод о необходимости новых подходов к преподаванию истории медицины. Пути перестройки изучения этой дисциплины были подробно представлены в докладе заведующего кафедрой истории медицины, культурологии и истории медицины 1-го МГМУ профессора Дмитрия Балалыкина на сателлитном симпозиуме в Мельбурне, организованном Колледжем анестезистов Австралии и Новой Зеландии (ANZCA).

Колледж занимается последипломной подготовкой и сертификацией анестезистов (так здесь принято называть анестезиологов). Он также известен благодаря Музею истории анестезии, который носит имя Джеффри Кея (G. Kaye). Кураторы музея – врачи-анестезиологи Род Вестгорп (R. Westhorpe) и Кристин Болл (C. Ball) - решили провести в Мельбурне однодневный симпозиум им. Д. Кея по истории анестезии сразу после ISHA в Сиднее. На нем прозвучал вышеупомянутый доклад профессора Дмитрия Балалыкина о роли истории медицины в подготовки будущих врачей, который, несмотря на свой философский характер, был выслушан с интересом. В частности, предлагается новая периодизация истории медицины, которая рассматривается как часть истории науки. Предпринимается попытка применить к медицине концепцию Т. Куна о научных революциях и смене парадигм. Именно на истории медицинской науки, зарождение которой датируется эпохой Возрождения, рекомендуется сделать акцент в преподавании истории медицины. Выдвигаются два основных условия возникновения и развития науки: во-первых, монотеистическая философская система и, во-вторых, система демократических свобод. Вопросам методики преподавания истории медицины будет посвящено Всероссийское совещание, которая состоится в стенах нашего университета в апреле. Доклад обсуждался в кулуарах с участниками симпозиума: в частности, прозвучало мнение, что это был единственный глубокий философский доклад. С другой стороны, было высказано сомнение в том, что религиозные догматы способствуют развитию науки. В качестве иллюстрации непростых отношений между наукой и религией приводится история Мигеля Сервета, открывшего легочное кровообращение, и сожженного кальвинистами на костре за свои убеждения. Исследования сотрудников нашей кафедры данный тезис опровергают.

На следующий день участники симпозиума посетили семь музеев и выставок, в том числе Музей истории зубоврачевания Генри Формана Аткинсона, Музей истории медицины, Музей анатомии и патологии Гарри Брукса Аллена и Музей Королевского Австрало-азиатского колледжа хирургов.

Музей истории медицины был основан в 1967 г. благодаря гранту Вэлкомского Треста. Сейчас он насчитывает около 6,500 экспонатов – от древнеримских хирургических инструментов до интерьера лондонской аптеки середины XIX века, листеровского карболового спрея и фотографии (1887 г.) первых женщин-студенток медицинского факультета Мельбурнского университета. Музей открыт для публики 6 дней в неделю, включая субботу (посещение бесплатное). Там регулярно проводятся выставки (последняя была посвящена 150-летию медицинского факультета Мельбурнского университета, издан прекрасный каталог) и экскурсии. В Австралии недавно введена новая программа преподавания на медицинских факультетах – вместо традиционного 6-летнего обучения, оно становится двухступенчатым: три года изучения фундаментальных дисциплин с последующим экзаменом и 4-летним изучением клинических предметов. По словам куратора музея Жаклин Гили (J. Healy), в рамках первого (трехлетнего) этапа обучения программой предусмотрены обязательные семинарские занятия по истории медицины для студентов в музее в группах по 12 человек. Она хотела бы узнать о работе Музея нашего университета и методах его работы со студентами. В общем, здесь открывается широкое поле сотрудничества.

В частности, можно было бы перенять опыт включения историко-медицинских вопросов в преподавание клинических дисциплин студентам и ординаторам. Так, мельбурнский анестезист Кестер Браун (K. Brown) проводит с ординаторами семинары по истории анестезии, а профессор Катрин Сторей (C. Storey) из Сиднейского университета – по истории неврологии. Сторей является президентом ежегодной конференции Международного общества истории нейронаук (ISHN), которая состоится в Сиднее в конце июня с.г. Кафедра истории медицины, культурологии и истории отечества Первого МГМУ также собирается принять участие в этом представительном форуме.

Болеслав Лихтерман,

доктор медицинских наук,

кафедра истории медицины, истории Отечества и культурологии

Первого МГМУ им. И.М. Сеченова