НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПАТОФИЗИОЛОГОВ
Кафедра патофизиологии медицинского факультета Императорского московского университета (ИМУ) основана в 1849 году. Вначале она входила в состав единой кафедры: патологической анатомии и патологической физиологии медицинского факультета ИМУ.
Основоположником московской научной школы патологов/патофизиологов стал воспитанник Императорского Московского университета Александр Богданович Фохт (1878-1930). Он возглавлял кафедру с 1880 по
Уже в конце 1880 года А.Б. Фохт организовал первую лабораторию экспериментальной патологии в Императорском Московском университете, которая разместилась в помещении Физиологического института. При лаборатории вскоре начал работу студенческий научный кружок общей и экспериментальной патологии. Постоянную помощь в проведении экспериментальных исследований и организации практических занятий со студентами, начиная с
Таким образом, уже в начале XIX века профессор А.Б. Фохт впервые в России и Европе создал новое – клинико-экспериментальное направление патофизиологии и общей патологии, ориентированное на формирование научных основ клинической медицины. Начав свою деятельность как патологоанатом, владеющий техникой микроскопического исследования, он был блестящим патофизиологом-экспериментатором, способным к широким теоретическим обобщениям. В отличие от большинства профессоров общей патологии и патоанатомии, проф. А.Б. Фохт со дня окончания университета на протяжении всей жизни занимался еще и медицинской практикой. Он был широко известен как видный московский клиницист (кардиолог и педиатр). Уникальное объединение одной личностью, с одной стороны, искусства владения тонкими методами экспериментального исследования и, с другой - знаний патофизиолога, патоморфолога и клинициста, преодолевшего искусственные препоны, которыми пытались (и пытаются сейчас) надуманно разделять (или подменять) патоморфологию, патофизиологию и клиническую медицину, позволило профессору А.Б. Фохту создать уникальную – клинико-экспериментальную научную школу. Эта школа характеризовалась следующим алгоритмом: при работе с пациентом у врача-исследователя возникают вопросы об этиологии и патогенезе конкретного заболевания у конкретного пациента. Эти вопросы решаются совместно с патофизиологом в рационально построенных экспериментах на животных. Далее, экспериментальные данные используются (при должной корректировке и экстраполяции) в клинике с учетом своеобразия жизнедеятельности больного человека. Важной особенностью метода А.Б. Фохта являлись разработанные им совместно с А.И. Тальянцевым методики хронического эксперимента, позволяющие следить за развитием патологического процесса во времени на протяжении года и более.
С 1911 по 1913 гг. кафедрой общей патологии заведовал один из ближайших учеников и соратник проф. А.Б. Фохта – Антон Иванович Тальянцев (1858-1929), который последовательно развивал фохтовское клинико-экспериментальное направление в науке. Результаты научных изысканий он обобщил в докторской диссертации «Материалы по вопросу о влиянии механических препятствий на кровообращение» (1892). Помимо сугубо научных трудов, А.И. Тальянцев издал уникальный труд – «Краткий курс общей патологии», содержавший более 500 страниц и выдержавший 5 переизданий. В
Другой ученик А.Б. Фохта - Гавриил Петрович Сахаров (1873-1953), руководивший кафедрой с 1914 по 1929 гг., продолжал исследование патофизиологии эндокринных заболеваний, а также развивал новое научное направление, предпосылки которого профессор А.Б. Фохт заложил в последнее десятилетие работы на кафедре: роль изменённой иммуногенной реактивности организма в возникновении аллергических состояний, а также – этиологию, патогенез и методы их терапии. В 1904 году Г.П. Сахаров в опытах на морских свинках впервые описал и изучил механизмы развития фундаментального феномена иммунопатологии – явления сывороточной анафилаксии и гиперергического воспаления, обозначенные в научной литературе как феномен Артюса-Сахарова.
В 1929-1947 гг. кафедральный коллектив возглавлял профессор Семен Сергеевич Халатов (1884-1951). Он продолжил исследования своих предшественников о роли гормонов в жизнедеятельности организма и механизмов эндокринных расстройств, а также создал оригинальную модель, изучил молекулярные механизмы и сформулировал метаболическую концепцию атерогенеза и холестериновой болезни. Результаты исследований гормональных свойств хориона и механизмов эндокринных нарушений проф. С.С. Халатов обобщил в книге «Физиологическая эндокринная система и эндокринопатии в свете новой теории природы и происхождения гормональных начал» (1944). В этом труде проф. С.С. Халатов обосновал положение о том, что в живом организме наибольшей биологической активностью обладают продукты обмена эмбриональных тканей и желез внутренней секреции, которые включают клетки эпителия, обладающие отдельными свойствами эмбриональных клеток. Результаты многолетних клинических исследований и экспериментальные данные легли в основу монографии проф. С.С. Халатова «Холестериновая болезнь в ее патофизиологическом и клиническом значении» (1946), где автором обсуждаются наиболее вероятные причины гиперехолестеринемий (в том числе эндогенных), сформулирована концепция о холестериновой болезни человека, описаны механизмы атерогенеза и его патогенные последствия.
Ученик Г.П. Сахарова–профессор Стефан Макарович Павленко (1900-1981), заведовавший кафедрой с 1947г. по 1976г., разработал практически значимые концепции специфической и неспецифической сенсибилизации организма, саногенеза и предболезни, основанные на анализе экспериментальных исследований аллергических реакций, эндокринопатий, гипоксических состояний и гемотрансфузионного шока. Проф. С.М. Павленко показал, что патогенез и саногенез болезни неразрывно связаны между собой. Диалектика их соотношения определяет качественные и количественные особенности заболевания, динамику его развития, тот или иной его исход. При этом патогенез, по мнению проф. С.М. Павленко, свойственен лишь патологии. Саногенетические же механизмы реализуются как в здоровом, так в заболевающем, больном и выздоравливающем организме. В связи с этим, задача врача заключается в блокировании звеньев патогенеза и потенцировании механизмов саногенетических реакций, последних – особенно на стадии предболезни и на ранних этапах болезни.
Преемник по кафедре - ученик С.М. Павленко - профессор Николай Иванович Лосев (1920-2000), руководивший коллективом с
С 1991 года традиции созданного профессором А.Б. Фохтом клинико-экспериментального направления научных исследований на кафедре возрождены и развиваются на современном уровне знаний, технологий исследования и внедрения во врачебную практику его заочным учеником, а также непосредственным учеником профессоров С.М. Павленко и А.Х. Когана – членом-корреспондентом РАМН, академиком РАЕН и МАН ВШ, профессором П.Ф. Литвицким. На кафедре разрабатываются вопросы этиологии, патогенеза, принципов диагностики, терапии и профилактики наиболее социально значимых форм патологии и болезней человека: коронарной и сердечной недостаточности, стенокардии и инфаркта миокарда, атеросклероза и иммунопатологических состояний, новообразований, бронхиальной астмы, нарко- и токсикоманий.
Патофизиология как наука на современном этапе развития медицины не ограничивается экспериментами на животных. Она не замыкается в рамках вивария. Это уже отдалило патофизиологию от реального медицинского мира. Патофизиологи должны («по определению») участвовать в разрешении реальных современных медицинских проблем совместно с врачами, используя свой основной, уникальный и действенный метод исследования – моделирование. Применение метода моделирования позволяет анализировать проблемы этиологии, патогенеза, методов диагностики, лечения и профилактики любой болезни и патологического процесса. При этом может использоваться весь диапазон возможных моделей: от биологических (на животных и/или материале, взятом у пациента – его биологических жидкостей, клеток, тканей, фрагментов органов и др. – при соблюдении законов деонтологии и гуманизма) до логических, интеллектуальных, математических и компьютерных моделей.
Именно такой подход позволил сотрудникам кафедры патофизиологии ММА им. И.М. Сеченова: 1) впервые выявить и описать ключевую роль активных форм кислорода, свободных радикалов органических и неорганических соединений как при реализации адаптивных реакций в норме и патологии, так и при возникновении и развитии болезней и патологических процессов у человека (новообразований и атеросклероза, коронарной недостаточности и инфаркта миокарда, бронхиальной астмы, язвенной болезни и наркотической зависимости); 2) сформулировать концепцию об амбивалентной (адаптивной и патогенной) роли свободнорадикальных процессов в патологии человека; 3) создать общую теорию патологии сердца; 4) обосновать концепцию о коронарной недостаточности как о совокупности двух синдромов: ишемического и реперфузионного, а не только одного – ишемического (как считалось ранее); 5) сформулировать представление о реперфузионном кардиальном синдроме у пациентов с транзиторной коронарной недостаточностью; 6) выявить и описать ранее неизвестную закономерность, заключающуюся в характерных изменениях экспрессии цитолеммальных дифференцировочных молекул (CD) клетками системы иммунобиологического надзора при развитии заболеваний человека различного генеза, что имеет существенное диагностическое и прогностическое значение. На этой основе разработана практически значимая рекомендация о необходимости включения показателей экспрессии CD молекул лейкоцитов в число параметров оценки состояния здоровья населения, характера течения заболеваний, эффективности их лечения, а также степени адаптируемости человека к факторам среды.
Научная школа кафедры патофизиологии ММА им. И.М. Сеченова оказала существенное влияние на развитие отечественной и зарубежной патофизиологии и клинической медицины. Виднейшие представители этой школы возглавили кафедры и лаборатории в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Варшаве, Пекине, Лондоне, Оксфорде и других крупных университетских городах мира. Проф. А.И. Тальянцев заведовал кафедрой в Днепропетровске. Проф. Д.Д. Плетнев стал крупным отечественным клиницистом-кардиологом, а проф. Ф.А. Андреев - одним из ведущих специалистов в области сердечно-сосудистой патологии. Проф. Ф.Ф. Венулет развивал идеи школы А.Б.Фохта в Польше, где возглавлял кафедру общей и экспериментальной патологии Варшавского университета. Проф. В.К. Линдеман на протяжении 20 лет руководил кафедрой общей патологии Киевского университета, а затем - Ягеллонского университета в Польше. Г.П.Сахаров работал профессором кафедры общей патологии Варшавского (1910-1914) и Московского (1914-1929) университетов, а с 1933 по
П.Ф. Литвицкий,
Ю.А. Шилинис,
Х.М. Батаев.