Знание — деньги. Как сотрудничают фармпредприятия и медико-фармацевтические вузы

В 90-е годы прошлого века сложился стереотип о невозможности конструктивного диалога между университетским образованием и индустрией — даже если речь идет о наукоемких отраслях, таких как фармацевтика. Как обстоят дела сейчас?!


Учебные заведения и промышленные фармпредприятия — организации разные по сути и по основным задачам. Тем не менее они нашли точки соприкосновения и сотрудничества.

«Благодаря поддержке госпрограммы "Фарма 2020" вузы разработали и реализуют образовательные программы и образовательные модули для подготовки специалистов, в которых нуждается фармотрасль,— говорит Наталья Пятигорская, заведующая кафедрой промышленной фармации и заместитель директора по научной работе Института трансляционной медицины и биотехнологии Первого МГМУ им. И. М. Сеченова.— Наш университет разработал и первым в России внедрил новое направление подготовки в магистратуре "Промышленная фармация". Обучение уже прошли более 250 человек более чем из 80 фармацевтических предприятий и организаций. Выпускники магистратуры рекомендуют ее своим сотрудникам и коллегам, обеспечивая преемственность и устойчивость развития фармотрасли».

«За период действия программы "Фарма 2020" нами реализовано восемь крупных проектов по разработке образовательных программ,— рассказывает Игорь Наркевич, ректор Санкт-Петербургского химико-фармацевтического университета.— В рамках федеральных проектов разработано более 20 образовательных программ для подготовки, переподготовки и повышения квалификации инженерных кадров в области химической технологии, биотехнологии, химии, аналитического контроля качества химических соединений и фармации. По разработанным программам уже прошли обучение более 5 тыс. человек. Важно отметить, что все курсы созданы при тесном взаимодействии с ведущими представителями фармацевтической отрасли. Среди них: Biocad, "Новартис-Нева", НТФФ "Полисан", Pfizer, "Герофарм", СКТБ "Технолог", Stada, "Биосинтез", "Самсон-Мед", "Вертекс", "Фармпроект", "Активный компонент", медико-биологический НПК "Цитомед", ГосНИИ особо чистых биопрепаратов. А в минувшем году, когда началась пандемия, биотехнологическая компания "Р-Фарм" обратилась в университет с просьбой подготовить кадры для вакцинных производств и представила желаемые характеристики будущих специалистов. Несмотря на более чем сжатые сроки, университет и фармпроизводитель при участии отраслевых экспертов в области разработки и производства вакцин успешно разработал программы подготовки кадров. Основной акцент был сделан на формировании практических навыков в области выделения и очистки биологически активных субстанций, а также навыков работы с клеточными культурами».

Для образовательного учреждения очень важен баланс: дать будущему специалисту и базовые знания, и их практическое применение. «Мы предоставляем нашим студентам время и возможности выбора: их примет не только любая лаборатория университета, но и другие профильные научно-исследовательские центры и подразделения учреждений и предприятий,— объясняет Елена Каленикова, заведующая кафедрой фармацевтической химии, фармакогнозии и организации фармацевтического дела, заместитель декана по учебной работе факультета фундаментальной медицины МГУ им. М. В. Ломоносова.— Погружение в конкретную современную проблему и поиск ее решения вместе с коллективом профессионалов — вот мостик, который дипломник перебрасывает в свое будущее».

«Для успешного трудоустройства помимо фундаментальных знаний требуется навык работы на высокотехнологичном оборудовании, которое не всегда есть в вузах, поэтому нужно дополнительно обучать будущих сотрудников на своих площадках,— замечает Юлия Тепляшова, директор департамента управления персоналом Biocad.— Дефицит кадров продолжает быть основной проблемой, так как на внутреннее обучение требуется значительное время (а это увеличивает период от входа сотрудника в компанию до его выхода в продуктивность). Кроме того, за последние несколько лет выросла потребность в уникальных специалистах, обладающих знаниями на стыке нескольких наук, например био- и хемоинформатики, биостатистики… Поэтому для новых профессий нужны новые учебные программы».

«Повышение эффективности взаимодействия бизнес-сообщества и высшей школы — это проблема, решению которой на протяжении многих лет уделяется много времени и усилий с обеих сторон. И сфера фармацевтики не исключение. Причины, не позволяющие до сих пор решить ее в полной мере,— это разница в целях деятельности,— констатирует Игорь Наркевич.— Бизнес нацелен на максимизацию прибыли, а университеты стремятся к достижению целей, которые не всегда выражаются в увеличении объемов доходов. Университеты призваны создать среду возможностей для студентов, аспирантов и ученых — по генерации новых знаний, созданию новых технологий и развитию мастерства будущих специалистов и уже практикующих профессионалов».

«Инвестирование в образование, профессиональную подготовку специалистов и развитие медицинских профессий стало насущной необходимостью стран всего мира,— подводит итог Наталья Пятигорская.— Образование вместе с наукой должны уже не только транслировать полученные знания, но и с опережением формировать будущее развитие, которое во все большей степени будет становиться устойчивым развитием».

«С 2012 года мы реализуем комплексную программу с ведущими вузами ЕАЭС,— рассказывает Яна Макарова, старший менеджер по внутренним коммуникациям и вовлечению коллег Pfizer в России и Беларуси.— Работа над тестовыми проектами в рамках учебы и стажировки на производственных площадках и в исследовательских центрах позволяет студентам познакомиться с реальными проектами и поставленными задачами, погружаясь в рабочую атмосферу и получая уникальный опыт. При участии наших сотрудников проводятся курсы лекций для студентов СПХФУ, Витебского госмедуниверситета, Волгоградского госмедуниверситета и Казахского национального медицинского университета. Компания также заключила соглашение о стратегическом партнерстве с РАНХиГС, в рамках которого студенты академии смогут пройти практику в Pfizer, а для наших сотрудников будут разработаны образовательные программы профессионального развития и создана проектная лаборатория для реализации совместных проектов».

«Мы реализуем четыре образовательные программы совместно с вузами: бакалавриат в СПбГУ и три магистратуры (в СПХФУ, ПущГЕНИ и НИУ ВШЭ Санкт-Петербург),— рассказывает Юлия Тепляшова.— Все программы разработаны экспертами компании совместно с представителями вузов, к фундаментальной базе мы добавили специализированные практические предметы. За 2019–2021 годы 29 человек успешно завершили обучение на магистерских программах. 22 выпускника присоединились к нашей команде, а еще 89 студентов продолжают обучение. Мы понимаем, что не все выпускники наших образовательных программ будут работать у нас. Наши инициативы формируют кадровый резерв для всего биотеха. Но мы готовы взять на себя эту миссию, ведь от быстрого развития биотехнологий зависит не только успех нашего бизнеса, но и качество и доступность лекарственной терапии в ближайшем будущем».

В Первом МГМУ им. И. М. Сеченова сегодня есть ряд обучающих программ, подготовленных совместно экспертами фармкомпаний и преподавателями университета — так, например, в Институте фармации им. А. П. Нелюбина проходит «Курс имени Эммануэля Мерка» (в сотрудничестве с компанией «Мерк»). В Центре магистерских программ реализуют направление подготовки «промышленная фармация».

Однако вновь и вновь звучат слова о разрыве между учебными программами и требованиями практики.

«Цели вузовской подготовки и требования работодателя к работнику действительно различаются. И это касается практически любого высшего образования,— комментирует Елена Каленикова.— Вуз стремится дать будущему выпускнику знания и представления о специальности во всем многообразии ее приложений. Так, при подготовке провизора изучаются и технологические, и аналитические, и регуляторные аспекты жизненного цикла лекарств. Работодателю же нужен работник на конкретное узкопрофилированное рабочее место с набором конкретных умений. Началом пути к их приобретению может стать ординатура, ориентированная уже более узко: фарманализ или технология — или управление/экономика. После этого для успешной работы на предприятии фармотрасли понадобятся программы дополнительного профессионального образования, которые максимально затачивают специалиста под конкретные должностные обязанности. И это последовательный образовательный процесс, в котором каждый очередной уровень базируется на компетенциях, приобретенных на предыдущем».

Ключ к решению вопроса — в подготовке многопрофильных специалистов, в сотрудничестве высшей школы и индустрии, а также в развитии дополнительного профессионального образования.

Екатерина Алтайская


Ссылка на публикацию: kommersant.ru