Заявления производителей молочных смесей зачастую не имеют под собой достаточных доказательств

kolichestvo-grudnogo-moloka-i-chesnok.jpgЗаявления о пользе продуктов питания (в том числе детских молочных смесей), которые производители используют в рекламе, зачастую оказываются необоснованными и могут вводить в заблуждение родителей и врачей. О том, как стоит изменить требования к рекламе детского питания, чтобы она не увеличивала риски для здоровья малышей и не призывала к отказу от грудного вскармливания, ученые Сеченовского университета и их коллеги из Великобритании рассказали в журнале BMJ.

За последние 150 лет производители молочных смесей значительно усовершенствовали их состав, однако, согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, лучшим питанием для младенцев остается материнское молоко. При этом современная система регулирования рекламы продуктов позволяет производителям делать заявления об их пользе, не предоставляя достаточных доказательств.

Прошлые исследования и обзоры показывают, что некоторые заявления производителей смесей (например, о том, что они «снижают риск развития аллергии на коровье молоко», «способствуют развитию интеллекта» или «облегчают колики и улучшают пищеварение») имеют довольно слабое научное обоснование. В некоторых случаях производители ссылаются на работы, не давшие однозначных выводов, в других – на результаты, которые не подтвердили другие исследователи. Некоторые производители используют в качестве доказательства тексты выступлений на конференциях, а не статьи, прошедшие рецензирование, другие просто оставляют заявления без обоснования.

«Молочные смеси являются важным продуктом, который дети употребляют в большом объеме (относительно массы тела). Тем не менее, когда мы изучаем заявления производителей о высокой пользе смеси для здоровья ребенка, мы не находим тому достаточных доказательств», – говорит аллерголог Роберт Бойл, ведущий автор исследования и профессор Национального института сердца и легких Имперского колледжа Лондона.

Авторы исследования уверены, что, так как организм ребенка очень чувствителен к любым воздействиям, в том числе типу питания, производители детских смесей должны нести бóльшую ответственность за обещания, которые они дают. Сейчас законодательство в этой сфере различается довольно сильно в зависимости от страны. Так, в Евросоюзе с февраля 2020 года производителям запрещено заявлять о пользе смесей (с некоторыми исключениями), а в США таких ограничений нет, при условии, что заявления правдивы и не вводят в заблуждение.

В России действует запрет на рекламу детских смесей, если она представляет их в качестве полноценной замены грудному молоку или не содержит указаний о возрастных ограничениях. Заявления о пользе смесей может рассматривать Федеральная антимонопольная служба (ФАС), однако проверка научных обоснований не ведется. В апреле 2019 года в Государственную Думу был внесен законопроект о полном запрете рекламы молочных смесей, предназначенных для питания детей до года (исключение предполагается сделать для рекламы на медицинских конференциях и в изданиях для врачей), но на рассмотрение в Думу он пока не поступил.

Исследователи предлагают ввести несколько значительных изменений в правила производства и рекламирования детских смесей. Во-первых, изменения состава должны рассматриваться регулятором до начала продажи. Во-вторых, требования к обоснованию заявлений должны быть значительно выше, чем сейчас. В-третьих, если какое-то изменение в составе действительно сделало продукт полезнее, оно должно стать обязательным для всех производителей.

«Если действительно есть доказательства того, что изменения в составе конкретной молочной смеси могут снизить риски, связанные с искусственным вскармливанием, то такие изменения должны быть обязательными для всех молочных смесей, чтобы все малыши, получающие смеси, находились в равных условиях», – пояснил Даниил Мунблит, доцент кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Клинического института детского здоровья имени Н.Ф. Филатова Сеченовского университета и первый автор статьи.

При всей строгости этих правил, уточняют авторы работы, они должны поощрять производителей совершенствовать состав смесей – например, если новая технология или ингредиент доказали свою пользу и были включены в стандарт, производитель, разработавший их, сможет предложить их другим компаниям.