Цифровое будущее медицинского образования и здравоохранения: социогуманитарное осмысление
Цифровое будущее медицинского образования и здравоохранения: социогуманитарное осмысление

17 мая 2018 года в рамках Недели медицинского образования в Сеченовском университете прошел симпозиум на тему «Актуализация социогуманитарного знания в эру цифровизации медицинского образования и здравоохранения». Организатором симпозиума выступил Институт социологии, психологии и гуманитарных наук.

В работе приняли участие более двухсот ученых из 18 регионов — ведущие отечественные специалисты в области социологии медицины, психологии, философии, медицинского права, биоэтики, истории медицины, педагогики, экономики здравоохранения, а также организаторы здравоохранения, представители страховых компаний, практикующие врачи, преподаватели медицинских ВУЗов, аспиранты, магистранты и студенты. В мероприятии приняли активное участие члены Исследовательских комитетов Российского общества социологов (РОС) «Социология медицины» и «Социология здоровья и здравоохранения».

Ведущая тема Симпозиума была представлена в докладе директора Института социологии, психологии и гуманитарных наук Андрея Решетникова:

«Медико-социологический взгляд на использование интернет-технологий: возможности, риски, будущее». Его выступление было посвящено ключевым вопросам взаимодействия общества и здравоохранения в начале XXI века. «Появление и расширение интернет-пространства, существование виртуальной реальности, развитие искусственного интеллекта, роботизированной медицины, использование нейросетей, массивов Big Data, — отметил Андрей Решетников, — ставит целый ряд вызовов перед обществом и медициной будущего. Давая с одной стороны, очень большие — невиданные прежде — возможности для развития и внедрения в медицину новых технологий, а также для их научно-практического изучения, а с другой — актуализирует необходимость самоопределения в новой реальности членов социума. Знания должны помочь человеку выжить в цифровом мире».

Участники симпозиума пришли к единому мнению, что на сегодняшний день основной задачей для представителей социогуманитарных дисциплин является забота о сохранении в медицине клинического мышления, целостного подхода к лечению пациентов и главное — гуманистического аспекта деятельности любого врача. Ожидаемым следствием цифровизации медицинского образования и здравоохранения, по мнению участников мероприятия, будет трансформация роли врача и изменение требований к компетенциям медицинского специалиста в ближайшей перспективе. Уже сегодня это требует серьезного осмысления.

В резолюции участники отметили актуальность обсуждения указанных вопросов и рекомендовали проводить симпозиум, посвященный проблемам цифровизации медицинского образования и здравоохранения, ежегодно, приурочивая его проведение к Общероссийской конференции «Неделя медицинского образования» Сеченовского университета.