Цифровая революция в медицине диктует новые условия медицинскому образованию в России
Цифровая революция в медицине диктует новые условия  медицинскому образованию в России

Будущее медицинского образования в векторе развития цифровой экономики и стратегических задач здравоохранения было представлено на IX Общероссийской конференции с международным участием «Неделя медицинского образования – 2018», которая прошла 17-19 мая 2018 года в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова.

Повестка мероприятия была представлена перспективными темами: электронное обучение, подготовка специалистов для новой модели здравоохранения, новые специальности будущего, цифровизация медицины. В обсуждении принимали участие руководители российских и зарубежных образовательных организаций в области здравоохранения, представители профильных комитетов Минздрава РФ, Минобрнауки РФ, Рособрнадзора, Роспотребнадзора, Департамента образования г. Москвы, ВОЗ, Национальной медицинской Палаты и других государственных и общественных структур, а также смежных ведомств. Всего в работе конференции участвовали 1,7 тыс. специалистов из более 90 образовательных организаций из нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья (Великобритании, Ирландии, Австрии, Венгрии, Сербии, Польши, Китая и США).

Открывая конференцию, министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова отметила значительные изменения, которые произошли в медицинском образовании за последние девять лет. Она отметила успехи по внедрению аккредитации — нового механизма допуска врачей к профессиональной деятельности. «Невозможно было бы внедрить аккредитацию, — подчеркнула она, — если бы в течение 6 лет мы не готовили новые подходы — прежде всего, симуляционные тренинги, которые сейчас стали неотъемлемой частью медицинского образования».

Часть своего выступления министр посвятила концепции непрерывного медицинского образования, которая была принята в 2017 году. «Создание подвижной системы медицинского образования, живущей по законам быстро развивающейся медицины, не будет возможным, если среди наших медицинских вузов не появятся мощнейшие научно-исследовательские образовательные кластеры, — сообщила Вероника Скворцова. — Наша задача — войти вузовским сообществом в концепцию ускоренного инновационного развития отрасли и создать центры лидерства, центры превосходства как научные группы в ведущих медицинских университетах».

Ключевой темой недели стало «Электронное медицинское образование в России». Ректор Сеченовского университета Петр Глыбочко подробно рассказал о цифровизации и глобализации — новых трендах, которые формируют образ будущей системы медицинского образования. «Масштабы и скорость развития электронного медицинского образования в России определили необходимость создания инфраструктурной и ресурсной базы для этого направления. Так, 2018 год стал стартовым пунктом первого в России Института медицинского электронного образования, который сформирован на базе нашего университета», – отметил он в своем выступлении.

Главным событием конференции стало открытие представительства Ассоциации Медицинского Образования в Европе (AMEE). «Сеченовский университет был выбран для представительства АМЕЕ, потому что он является ведущим медицинским вузом страны. Мы много внимания уделяем развитию международной конкурентоспособности, поэтому такая интеграция очень важна. Для нас важны вопросы публикационной активности, развития научных разработок, создание фармпрепаратов и биопродуктов, внедрение их в клиническую практику. Это становится возможным, когда мы свободно обмениваемся мнениями и идеями», – отметил на церемонии открытия Петр Глыбочко.

Директор по развитию АМЕЕ Тревор Гиббс рассказал о подходах ассоциации к сотрудничеству и первоочередных задачах, а также отметил: «Мы можем многое почерпнуть в России — ваш традиционный подход к образованию и науке. Особенно много точек для взаимодействия я вижу в областях, связанных с цифровизацией обучения».

Еще одним значимым событием конференции стало совместное заседание Комитета Совета Федерации по социальной политике и общего собрания Ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений». На встрече обсуждались темы – развитие электронного медицинского образования, актуальные вопросы подготовки медицинских кадров.

Задачам медицинских вузов в период внедрения и развития информационных технологий посвятила свое выступление Вероника Скворцова. «К 2018 году пройден большой путь по формированию национальной системы цифровой медицины. В этой системе цифровое медицинское образование и регулирование кадровой политики занимает важнейшее место», – отметила министр и напомнила о том, что 5 мая 2018 года принято Постановление Правительства РФ № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения». Система включает регистр медицинских работников, электронную регистратуру, специализированные регистры пациентов по отдельным нозологиям, подсистему мониторинга организации оказания высокотехнологичной медпомощи и санаторно-курортного лечения и ряд других подсистем.

С докладом о том, как в национальную систему цифровой медицины будет встроено электронное медицинское образование, выступил ректор Петр Глыбочко. Он предложил к обсуждению Концепцию развития электронного медицинского образования в России до 2020 года, которая включает разработку стратегии внедрения электронных технологий в обучение, создание системы независимой оценки знаний студентов, врачей и аттестации преподавателей, интеграцию дистанционных образовательных программ в систему непрерывного медицинского образования.

С презентацией изменений в порядок приема в ординатуру в текущем году выступила директор департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении МЗ РФ Татьяна Семенова. Также она отметила успешное проведение в 2018 году студенческой олимпиады «Я – профессионал», назвала победителей «перспективной профессиональной элитой».

Ярким событием для молодых учёных стал конкурс Medical Science Battle. Исследователи из девяти медицинских вузов страны, представили свои научные разработки, рассказав о них в формате популярного телешоу о здоровье.

Организаторами научного турнира выступили Первый канал и Сеченовский университет. Провела мероприятие координатор проекта со стороны Первого канала, член Наблюдательного совета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, телеведущая Елена Малышева. Гостями площадки стали ректоры медицинских и фармацевтических вузов России.

Идея проекта – выявить в медицинском профессиональном сообществе талантливых обучающихся и молодых сотрудников, а также популяризировать значимость научно-исследовательской и творческой деятельности в развитии востребованного специалиста.

Более 30 молодых учёных, приняли участие в заочном этапе. За победу в заключительном этапе конкурса, который получил название «Битва разума», сразились 9 молодых исследователей из медицинских университетов страны.

Участники представляли свои научные разработки в креативном, доступном для понимания широкого зрителя, формате, не превысив при этом хронометража в 300 секунд. Такой формат и временные рамки заданы не случайно – лучшие презентации увидят зрители программы «Здоровье с Еленой Малышевой». Свою научную разработку на Первом канале от Сеченовского университета представит Дмитрий Гаркави, ассистент кафедры травматологии, ортопедии и хирургии катастроф. В своём выступлении он рассказал о технологиях, разработанных на базе Первого МГМУ для пациентов, перенесших инсульт, а также после протезирования крупных суставов после тяжелых травм.

Также в рамках конференции состоялись круглые столы, мастер-классы, семинары, симпозиумы и выставка. Прошли заседание Координационного совета по области образования «Здравоохранение и медицинские науки», семинар для участников проекта «Медицинский класс в московской школе», в котором приняли участие более 3000 московских школьников, круглый стол «Эффективное управление симуляционным центром» и пр. Особый интерес вызвало пленарное заседание «Подготовка специалистов будущего», в ходе которого впервые обсуждены вопросы масштабной трансформации медицинских образовательных программ и технологий их реализации. Подтверждая статус центра превосходства, Сеченовский Университет обозначил направления развития биомедицинских специальностей, среди которых IT-медик, тканевой инженер, молекулярный диетолог, специалист по управлению геномом, драг-дизайнер.

На 25 площадках во время проведения круглых столов, семинаров, симпозиумов и иных мероприятий, предусмотренных программой конференции, обсуждены вопросы повышения конкурентоспособности российского медицинского и фармацевтического образования на мировом рынке образовательных услуг, актуальные вопросы обеспечения качества медицинского образования на всех этапах – от предпрофессионального уровня до аккредитации специалистов.

На мероприятии обсудили следующие практики: «Роль критериев качества образования в подготовке специалистов будущего», «Современное состояние и перспективы применения IT-технологий для повышения качества подготовки специалистов», «Эффективное управление симуляционным центром», «Науко-ориентированное фармацевтическое образование – вектор развития профессиональной конкурентоспособности» и др. Всего было заслушано более 250 докладов и выступлений российских и зарубежных специалистов. Общее число гостей и участников составило около 4 тыс. человек.

По традиции «Неделя медобра» сопровождалась масштабной выставкой, посвященной новым технологиям в образовании – применение виртуальной реальности и 3D-визуализации в симуляционном обучении. Также были представлены системы симуляционного обучения в медицине, решения в области телемедицины, новые возможности телекоммуникационного обучения и телементорства, электронные продукты для медицинского образования и др.

Организаторы конференции – Минздрав РФ, Координационный совет по области образования «Здравоохранение и медицинские науки», «Совет Ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений», Сеченовский университет и «Медицинская лига России» – сделали всё для того, чтобы «Неделя медицинского образования – 2018» прошла продуктивно. Как отметили участники, она в полной мере отразила масштабные инновационные перемены, которые идут сейчас в российском медицинском образовании.