Трансформацию медицинского образования обсудили на площадке Российского союза ректоров
23 июня 2020


Снимок экрана 2020-06-22 в 14.10.02.png22 июня 2020 года на заседании Российского союза ректоров доклад о стратегическом развитии системы высшего медицинского образования в России представил Петр Глыбочко, ректор Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, президент Ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России», академик РАН.

Модель высшего медицинского образования требует новых подходов. Особенность медицинской школы в преемственности и централизованной системе подчинения. Для горизонтального управления сетью университетов работает Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России.

Среди приоритетных задач отрасли, определенных нацпроектом «Здравоохранение» и Посланием Президента Федеральному Собранию – повысить укомплектованность медицинских организаций специалистами к 2024 году. Для этого медицинские вузы переходят на целевую подготовку кадров, цифры приема установлены Минздравом России.

Петр Глыбочко предложил рассмотреть возможность открытия медицинских факультетов в непрофильных вузах по направлениям медкибернетика, медбиохимия, медбиофизика, выстраивать сетевые и совместные программы медвузов с классическими и технологическими университетами. В настоящее время успешно работает Координационный совет при Министерстве науки и высшего образования РФ, куда входят медицинские вузы и крупные медицинские факультеты. Такой подход способствует единству в формировании вектора развития отрасли, уверен ректор.

Приоритетные направления совершенствования медицинского образования – создание систем гарантии качества и управления изменениями в медицинском образовании; формирование системы социально-экономической интеграции медицинских университетов в развитие региона и страны.

Формируемая система гарантии качества в здравоохранении должна обеспечить образовательно-кадровый континуум, профессионально непрерывный и преемственный. Качество подготовки специалиста определяется многими компонентами на каждом из этапов образования: школьном, университетском и послевузовском. Успешно работают программы взаимодействия со школами «Медицинский класс в московской школе». Школьники поступают, обладая знаниями о профессии, что существенно снижает количество отчислений из вузов. Программа ориентирована на учеников выпускных классов. Помимо этого, функционирует 5 медицинских предуниверсариев.

Система гарантий качества способствует объективной оценке подготовки выпускников. Для этого применяются независимая оценка, текущий контроль знаний и централизованное тестирование. Для допуска к деятельности студенты выпускных курсов в обязательном порядке проходят первичную аккредитацию.

Петр Глыбочко считает, что необходимо дать возможность развивать исследовательский и отраслевой профили в аспирантуре медицинских вузов и предложил рассмотреть создание медицинского направления в государственной программе «Вернадский» и интегрировать медицинские университеты в эту программу.

Современные принципы медицины продиктованы стратегией научно-технологического развития. Одна из ключевых целей – поиск и отбор талантов. Мировая практика показывает, что лучшую подготовку специалистов обеспечивают университетские клиники. С их помощью удается решить практические, образовательные и научно-исследовательские задачи. Отрасль нуждается в преобразованиях и создании системы эффективного управления изменениями. Первоочередные действия в этом направлении: оптимизация структуры и цифровая трансформация. Медицине требуются гибкие образовательные программы с новыми компетенциями. Сегодня в фокусе разработка передового образовательного контента и платформы медицинского образования для обмена ресурсами.

Актуальное видение развития медицинской науки и клинической практики в России во многом связано с влиянием пандемии. Она заставила переосмыслить роль медицинских университетов в решении срочных медицинских задач. На базе Сеченовского университета был развернут Федеральный центр по борьбе с COVID-19 для консультации всех лечебных учреждений страны, сейчас в этом центре работает созданная на базе медуниверситетов сеть региональных центров телеконсультаций по ведению тяжелых больных. На базе вуза проходят клинические испытания вакцины против новой корнавирусной инфекции.

Российский союз ректоров одобрил предложенные Петром Глыбочко новые подходы к развитию медицинского образования. Виктор Садовничий поблагодарил ректора Сеченовского университета за подробный доклад и согласился со многими его положениями.