Как за 10 лет ликвидировать гепатит С
17 декабря 2020

гепатит с.jpgНе более десятка стран в мире смогут к 2030 году объявить себя свободными от вирусных гепатитов, и России среди них нет. Тем временем еще в 2016 году Всемирная организация здравоохранения приняла Глобальную стратегию по элиминации вирусных гепатитов к началу четвертого десятилетия XXI века во всем мире. Сегодня стало очевидным, что в глобальном смысле миссия невыполнима. О том, чего мы сможем достичь к 2030 году, эксперты говорили в ходе «круглого стола», прошедшего в Москве в ходе XI Всероссийского конгресса пациентов.

По самым скромным подсчетам, от хронического гепатита С (ХГС) в нашей стране каждый год умирает не менее 17 тысяч человек. И в основном это люди трудоспособного возраста. В мировом масштабе ХГС представляет собой серьезную угрозу, вклад которой в структуру смертности сопоставим с вкладом туберкулеза. От гепатита С сегодня умирает больше людей, чем от ВИЧ и малярии вместе взятых, рассказал эксперт Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения Антон Мозалевскиc.

Несмотря на то что Россия поддержала Глобальную стратегию ВОЗ, у нас в стране пока не появился национальный план противодействия этим инфекциям. И если борьбу с гепатитом В можно признать успешной (новых случаев в последние годы почти не выявляется), то с гепатитом С ситуация куда более проблематичная. Охват пациентов лечением не превышает 2–3% от числа инфицированных и значительно меньше числа новых случаев в год.

Как говорит главный инфекционист страны, профессор кафедры инфекционных болезней Первого МГМУ им И.М.Сеченова Владимир Чуланов, с каждым годом количество новых случаев гепатита С в стране понемногу снижается, однако при этом количество пациентов, которым требуется лечение, растет: «Сегодня в России на учете по поводу хронического гепатита С стоит более 600 тысяч пациентов. Но, по экспертным оценкам, общее количество больных с таким диагнозом может достигать 4 миллионов человек. Этот диагноз в большинстве случаев получают люди в возрасте 20–50 лет, и это вовсе не представители социального дна, как принято считать в обществе».

Главный инфекционист подчеркивает, что хотя употребление инъекционных наркотиков остается серьезным фактором риска инфицирования вирусными гепатитами, но сегодня в 25% случаев гепатит С передается при оказании медицинской помощи, в 13,1% – во время косметических процедур (пирсинг, тату), в 20,2% – половым путем. У каждого четвертого пациента с ХГС развивается цирроз или тяжелый фиброз печени.

Как рассказывает сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев, в крайне непростой ситуации сегодня оказались пациенты с гемофилией, которые многие годы назад были заражены вирусом гепатита С во время переливаний крови: «Сейчас эти пациенты нередко умирают не от основного заболевания, потому что обеспечены антигемофильными факторами свертывания крови, а от цирроза печени, связанного с гепатитом С. Это трагедия, особенно на фоне того, что сегодня существует лечение. Препараты прямого противовирусного действия позволяют полностью излечить гепатит С, но пациентам они малодоступны».

Пандемия коронавируса существенно усугубила ситуацию с диагностикой и лечением пациентов с вирусными гепатитами. По словам господина Мозалевскиса, анализ потенциального воздействия пандемии, проведенный Центром по анализу заболеваний (Center for Disease Analysis Foundation), показал, что только в странах Европы к 2030 году может произойти почти 14 тысяч дополнительных смертей, связанных с заболеваниями печени, из-за отложенного скрининга и медицинской помощи.

Владимир Чуланов считает, что COVID-19 преподнес нам важный урок: «Пандемия показала, что в каждом регионе нужно создать централизованный орган, который будет вести мониторинг по ситуации с вирусными гепатитами и координировать работу». Тем временем представитель пациентской организации Никита Коваленко представил данные опроса людей с диагнозом ХГС, который показал, что 37% пациентов наблюдаются в специализированных лечебных учреждениях, где есть возможность получить полное лечение, однако почти половине респондентов не сделаны обследования, необходимые для определения очередности и подбора терапии. То есть значительная часть больных хроническими вирусными гепатитами не имеют шансов получить лекарства, потому что так и не дошли до квалифицированного врача и/или не сделали необходимые исследования.

Тем временем, по данным профессора кафедры организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Андрея Куликова, потери от нелечения хронического гепатита С втрое превысят затраты на лечение всех пациентов, из чего можно сделать вывод: когда дешевле пойти путем Стратегии ВОЗ и ликвидировать болезнь к 2030 году.

Участники «круглого стола» пришли к выводу необходимости создания рабочей группы по проблеме ХГС при профильных министерствах и внедрения критериев эффективности оказания медицинской помощи.


Ссылка на публикацию: Московский комсомолец