Алексей Буеверов рассказал о микробе, вызывающем гастрит, язву и рак желудка
3 ноября 2020

гастрит.jpg«Комсомольская правда» проводит полезные онлайн-лекции с ведущими докторами страны в рамках проекта «Здоровый разговор» в социальной сети «Одноклассники». Одним из лекторов стал доктор медицинских наук, профессор Сеченовского университета, ведущий научный сотрудник Московского областного научно-исследовательского клинического института и президент фонда доказательной медицины Алексей Буеверов. Он рассказал, почему так важно выявить и уничтожить микроб Helicobacter Pylori.

– В свое время, в 2005 году, за его открытие была присуждена Нобелевская премия, а открыли его еще в 1982 году. В принципе, он живет у большинства из нас. А раз он есть у такого количества людей, то, может, это нормальная флора? Может, не надо с ним ничего делать? Нет, это не так. Helicobacter Pylori – это микроб-патоген. Он болезнетворный, – поясняет Алексей Буеверов. – Нормальная микрофлора не вызывает воспаления. Живет у нас в кишке кишечная палочка и хорошо. Участвует в процессах пищеварения, воспаления не вызывает. А Helicobacter Pylori всегда вызывает воспаление. Гастрит – воспаление желудка. Или дуоденит – воспаление двенадцатиперстной кишки. В итоге пациент оказывается в группе риска по развитию язвы и рака желудка.

БОЛЬШИНСТВО ЯЗВ – ОТ HELICOBACTER PYLORI

– Это очень хитрый микроб, у него есть несколько механизмов, которые защищают его от действия клеток иммунной системы, которые пытаются его уничтожить, - отметил профессор. – И практически в 100% случаев острый гастрит становится хроническим.

– Он течет долго и в большинстве случаев бессимптомно, но где-то у 10-20%, у кого он есть, на фоне, вероятно, ослабления защитных барьеров желудка развивается язва. Еще во время моей учебы в институте говорили, что язва развилась, потому что в студенческие годы неправильно питался. Никакого отношения питание к развитию язвы не имеет. Подавляющее большинство, 95% язв двенадцатиперстной кишки – это язвы Helicobacter Pylori. А в отношении желудка 75% язв – это язвы Helicobacter Pylori.

ОСНОВНОЙ РИСК – В РАЗВИТИИ РАКА ЖЕЛУДКА

– В результате хронического воспаления клетки гибнут, они не успевают восстанавливаться, в том числе, и с возрастом снижается способность клеток к восстановлению. Снижается и кислотопродуцирующая функция желудка. Слабокислая среда комфортна для Helicobacter Pylori. Так он заполняет весь желудок, – пояснил врач.

– Чем эта ситуация опасна? Во-первых, язва уже может появиться не только в выходных отделах желудка или двенадцатиперстной кишке, что наблюдается чаще, но и в верхних отделах желудка. Но это не главная опасность. Главная опасность заключается в том, что на фоне вот этой атрофии, то есть уменьшения способности клеток к восстановлению, может развиться следующий патологический процесс – метаплазия, а затем – дисплазия. Так вот, дисплазия – это уже не совсем нормальная клетка, это потенциально предраковое состояние. Рак желудка так называемого кишечного типа в подавляющем большинстве случаев развивается на фоне Helicobacter Pylori – инфекции.

ЧЕМ ЕЩЕ ОПАСЕН HELICOBACTER PYLORI

– Все больше стало накапливаться данных о том, что Helicobacter Pylori вызывает не только заболевания ЖКТ, но может быть связан и с другими заболеваниями, – отметил Алексей Буеверов. – В частности, с некоторыми опухолями, которые не имеют отношения к желудку. Например, с раком толстой кишки и даже с раком печени – есть отдельные исследования. С васкулитами, то есть, воспалительными заболеваниями сосудов. Кроме того, есть данные о том, что у тех, у кого есть Helicobacter Pylori, в два раза может повышаться риск инфаркта миокарда и других тромбозов, которые обусловлены именно воспалительными реакциями.

КАК ЛЕЧИТЬ HELICOBACTER PYLORI

–Лечение проводится, как минимум, тремя препаратами. Это обязательно препарат, подавляющий кислотность желудочного сока – ингибитор протонной помпы и минимум два антибактериальных препарата. Курс лечения не менее 10 дней – от 10 до 14, – поясняет врач. – Зачем нужны препараты, подавляющие кислотность желудочного сока? Для того, чтобы создать плацдарм для действия антибиотиков. Антибиотики плохо действуют в кислой среде. Подавляя секрецию соляной кислоты, мы ослабляем Helicobacter Pylori, делая его более чувствительным к действию антибиотика. Почему два антибиотика? Потому что один на Helicobacter Pylori не действует с достаточной эффективностью.

– Основные опасения пациентов: доктор, что мне делать, антибиотики убьют всю мою микрофлору! Понятно, что антибактериальные препараты не могут действовать только на Helicobacter Pylori и больше ни на что. Конечно, они действуют на другие микроорганизмы, которые, в частности, представляют собой полезную микрофлору кишечника. Что нужно понимать? В подавляющем большинстве случаев эта флора восстанавливается сама. Без пробиотиков, пребиотиков и прочих наших внешних воздействий. Не надо думать плохо о своем организме.

КАКОЙ ЭФФЕКТ ОТ ЛЕЧЕНИЯ

–Если была язва, то жалобы исчезают быстро. Но самое главное, что язва после этого практически никогда не рецидивирует, то есть она не возвращается. Получается, что мы, завершив курс терапии, привели к излечению хронического заболевания. Сегодня в медицине очень мало хронических болезней, которые можно вылечить навсегда, - отметил Алексей Буеверов.

– Если был гастрит, мало того, что прекращается прогрессирование воспаления в желудке и двенадцатиперстной кишке, еще и происходит регресс тех изменений, которые уже развились к этому времени. Долгие годы, до 2018 года, считалось, что если развилась атрофия клеток, то это состояние необратимо. В 2018 году корейские ученые доказали, что оно обратимо.

– Мы уменьшаем вероятность образования и рака желудка, - продолжает врач. - Насколько? На 36%. Снижается риск развития аденокарциномы - того самого рака желудка, который обусловлен Helicobacter Pylori. Это очень много. Это предотвратимый тип рака.

КОГДА ПРОВЕРИТЬ РЕЗУЛЬТАТ ЛЕЧЕНИЯ

- Проверяют его не сразу, а через полтора-два месяца после окончания приема препаратов, — предупреждает Алексей Буеверов. – Потому что даже если антибиотики не привели к полному уничтожению микроба, все равно его количество уменьшилось. И его число может быть меньше такового, которое улавливается конкретным тестом для диагностики. Мы получаем ложно-отрицательный результат. Все рады: курс пройден, тест показал отсутствие микроба. А на самом деле он есть. Вот препараты закончили действовать, он начинает снова активно размножаться. Поэтому через полтора-два месяца, и мы точно будем знать, уничтожен Helicobacter Pylori или нет.

ЧТО ЕСЛИ ПОСЛЕ ЛЕЧЕНИЯ HELICOBACTER PYLORI ОСТАЛСЯ

– Если были правильные два антибиотика, к которым чувствителен Helicobacter Pylori, если вы их правильно принимали, в нужных дозировках, не сдвигая по времени прием, если они назначены и вы их принимали вместе с антисекреторным препаратом с ингибитором протонной помпы, если продолжительность курса была адекватной, то да, вы попали в те 15-20%, у которых Helicobacter Pylori выжил, – отмечает профессор. – В такой ситуации врач предлагает резервную усиленную схему анти-Helicobacter Pylori терапии. Я считаю, что тут надо согласиться на предложение врача. Такие схемы есть, да, они несколько сложнее. Обычно это четырехкомпонентные схемы. Часто добавляется к антибиотикам препарат висмута. И за счет этого у большинства – более 90% удается достичь успеха.


Ссылка на публикацию: Комсомольская правда